Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 октября 2010 г. N Ф07-9623/2010 по делу N А66-397/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" Ивановой Т.В. (доверенность от 31.12.2009),
рассмотрев 05.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2010 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 (судьи Ралько О.Б., Пестерева О.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А66-397/2010,
установил:
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" (далее - Общество) 568 600 руб. 38 коп. задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2007 года по первый квартал 2009 года (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 22.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.05.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, при расчете платежей им правомерно применялась льгота, предоставленная предприятиям, оказывающим на территории Тверской области услуги водоотведения.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Жалоба рассмотрена без участия представителя Управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании представления Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры от 11.06.2009 о незаконности понижения Обществом платежей за негативное воздействие на окружающую среду на величину, обусловленную оказанием услуг населению и объектам социально-культурной сферы, Управление провело проверку правильности исчисления и полноты внесения Обществом данных платежей за период с первого квартала 2007 года по первый квартал 2009 года.
В результате проверки выявлено наличие у Общества задолженности по данным платежам за указанный период в размере 631 778 руб. 23 коп., которую Управление предложило уплатить письмом от 06.08.2009 N 07-18/784 в срок до 20.10.2009.
В связи с неуплатой задолженности в добровольном порядке Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. При рассмотрении дела Управление уточнило заявленные требования, уменьшив размер взыскиваемой задолженности до 568 600 руб. 38 коп.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление исходя из наличия у Общества в силу осуществляемой им деятельности обязанности вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду и отсутствия оснований для понижения размера платы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), нормы которого конкретизированы в Инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190; далее - Указания).
Согласно пункту 1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1.4 Указаний также предусмотрено, что плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе.
Из материалов дела усматривается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитана Обществом за осуществление им сброса загрязняющих веществ с применением льготы, предоставленной организациям, отводящим сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов.
Согласно подпункту "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 7.1 Указаний понижение или освобождение от платы за загрязнение может производиться по инициативе администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований или обращению природопользователей.
Природопользователи обращаются в территориальные органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложениями по понижению размеров платы за загрязнение окружающей природной среды или частичному освобождению от нее, с необходимыми обоснованиями и расчетами (пункт 7.2 Указания).
В соответствии с пунктом 2 письма Губернатора Тверской области от 21.04.2004 N 68/1651-01 размер платы за загрязнение окружающей среды природопользователям, осуществляющим очистку и сброс в водные объекты хозяйственно-бытовых стоков, согласно списку по приложению 1 понижен на величину, обусловленную оказанием услуг населению и объектам социально-культурной сферы, при условии соблюдения допустимых нормативных показателей.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды обеих инстанций пришли к выводам о необоснованном применении природопользователем данной льготы, поскольку Общество не включено в указанный список и с обращением, предусмотренном пунктом 7.2 Указания, в уполномоченный орган не обращалось.
Приняв во внимание, что требование Управления об уплате платежей в добровольном порядке не исполнено, суды удовлетворили заявление о взыскании задолженности, согласившись с представленным им расчетом.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, и в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Доводы жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы в размере 6186 руб. 01 коп., подлежит возврату Обществу на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 22.03.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу N А66-397/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тверь Водоканал" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6186 руб. 01 коп., уплаченную по платежному поручению от 07.07.2010 N 2291.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.