Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 октября 2010 г. N Ф07-10432/2010 по делу N А56-15433/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от закрытого акционерного общества "Фермопилы" Матузона А.М. (доверенность от 05.04.2010), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу Мананникова С.А. (доверенность от 15.10.2009 N 03/31),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фермопилы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 по делу N А56-15433/2010 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Фермопилы" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 18.03.2010 N 011374/7 о привлечении его к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 13.04.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Инспекции просил оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
Законность постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку выполнения Обществом законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Народная, д.2, о чем составлены акт от 05.03.2010 N 011374 и протокол об административном правонарушении от 15.03.2010 N 022374/6.
Постановлением от 18.03.2010 N 011374/7 Общество привлечено к ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Обществу вменено в вину неоприходование в кассу денежной наличности, выразившееся в том, что за период с 01.03.2010 по 04.03.2010 в кассовой книге Общества, ведущейся автоматизированным способом, не отражался прием наличных денежных средств. В постановлении отражено, что за указанный период Обществом были получены денежные средства в размере 1 536 150 рублей и возвращена подотчетная сумма 260 000 рублей. На момент проверки - 05.03.2010 - эти суммы не были отражены в электронной версии кассовой книги, не были оформлены на бумажном носителе.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций), пунктом 3 которого установлено, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 13 Порядка ведения кассовых операций прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
В соответствии с пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все представленные сторонами доказательства и пришел к обоснованному выводу о доказанности факта неоприходования Обществом за период с 01.03.2010 по 04.03.2010 в кассу денежной наличности.
Таким образом, Обществом совершено правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также судом установлено, что порядок привлечения Общества к административной ответственности Инспекцией соблюден.
Не отрицая совершение нарушения, Общество в кассационной жалобе указывает только на то, что налоговый орган не вправе осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами кассовой дисциплины.
В соответствии со статьей 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Право налоговых органов осуществлять контроль за полнотой учета выручки предусмотрено Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что налоговые органы вправе осуществлять контроль за соблюдением юридическими лицами кассовой дисциплины и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 по делу N А56-15433/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фермопилы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.