Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2010 г. N Ф07-10085/2010 по делу N А42-1333/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Колесниковой С.Г.,
рассмотрев 12.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по Печенгскому району Управления федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2010 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А42-1333/2010,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Печенгскому району Управления федерального казначейства по Мурманской области (далее - Отделение), выразившихся в отказе принять к исполнению постановление Управления от 29.04.2009 N 6 о взыскании с федерального государственного учреждения "Печенгская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - Учреждение) штрафа в размере 175 000 руб. по делу об административном правонарушении, и обязании Отделения принять указанное постановление к исполнению.
Решением суда первой инстанции от 02.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Отделение просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, постановление Управления не подлежит исполнению в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Жалоба рассмотрена без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что постановлением Управления от 29.04.2009 N 6, вступившим в законную силу, с Учреждения взыскан штраф в размере 175 000 руб. по делу об административном правонарушении; это постановление направлено Управлением для исполнения в Отделение.
Письмом Отделения от 18.02.2010 N 06-25/1-292 исполнительный документ возвращен без исполнения на том основании, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании судебных актов.
Посчитав отказ Отделения исполнить постановление незаконным, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания штрафа по делам об административных правонарушениях, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Кодекса.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Согласно части 1 статьи 31.3 КоАП РФ обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
В силу пункта 2 статьи 239 Кодекса обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 242.3 Кодекса предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В данном случае, исполнительный документ возвращен Отделением без исполнения на том основании, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании судебных актов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Кодекса осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Кодекса.
Полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды обеих инстанций пришли к выводу о незаконности действий Отделения, выразившихся в отказе принять к исполнению постановление о наложении административного штрафа. Иных оснований для возврата исполнительного документа судами не установлено.
Выводы судов сделаны с учетом указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов, принятых в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А42-1333/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по Печенгскому району Управления федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.