Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 11 октября 2010 г. N Ф07-8993/2010 по делу N А56-93454/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2010 г. N Ф07-8993/2010 по делу N А56-93454/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Авел" Тарасовой И.Н. (доверенность от 24.05.2010), от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Орловой Е.С. (доверенность от 02.08.2010), от Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Орловой Е.С. (доверенность от 20.09.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2010 по делу N А56-93454/2009 (судья Раннева Ю.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Авел" (далее - ООО "Авел") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет), выразившееся в непредоставлении заявителю в собственность земельного участка общей площадью 31 800 кв.м с кадастровым номером 47:01:07-01-002:0069, относящегося к категории земель поселений, местоположение которого установлено относительно ориентира - дома N 10 в границах участка, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, поселок Рощино, Железнодорожная улица, дом 10;
- обязать администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) подготовить и направить ООО "Авел" проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка с предложением его заключить.
Решением от 03.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить принятое по делу решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы указывает следующее: вывод суда о незаконности бездействия Комитета, выразившегося в непредоставлении заявителю земельного участка в собственность, противоречит требованиям статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку Комитет полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладает; органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками в Выборгском районе, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация; заявитель просит предоставить ему в собственность земельный участок площадью 31 800 кв.м, не обосновав необходимость предоставления ему участка такой площади.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Авел" просит оставить ее без удовлетворения, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Администрации и Комитета поддержал доводы жалобы, а представитель ООО "Авел" - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Авел" является собственником следующих нежилых зданий, приобретенных по договору купли-продажи от 30.03.2007: котельной общей площадью 578,80 кв.м; деревообрабатывающего цеха с тремя пристройками площадью 1 277,60 кв.м; здания цеха офсетной печати площадью 543,7 кв.м; здания трансформаторной подстанции площадью 41 кв.м; здания главного административно-производственного корпуса площадью 4 282,40 кв.м, расположенных по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Рощино, Железнодорожная ул., д. 10, литеры Е, Д (д, д1, д2), В, Б и А соответственно.
Право собственности на данные объекты недвижимости зарегистрировано за ООО "Авел" в установленном законом порядке 18.05.2007 (свидетельства о государственной регистрации права серии 78-АВ N 610309, 610310, 610311, 610312, 610313).
Названные объекты расположены на земельном участке по тому же адресу площадью 31 800 кв.м с кадастровым номером 47:01:07-01-002:0069, относящемся к категории земель поселений, имеющем разрешенное использование "под объекты недвижимости - административно-производственные здания предприятия по производству игрушек".
ООО "Авел" 04.08.2009 обратилось в Администрацию с заявлением N 10 о выкупе указанного земельного участка по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет в письме от 26.11.2009 N А-1419 сообщил заявителю, что для решения вопроса о продаже ему земельного участка необходимо представить информацию об использовании этого участка и объектов недвижимости согласно разрешенному использованию (назначению) или представить схему планировочной организации земельного участка для определения площади, необходимой для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости.
ООО "Авел" обратилось с настоящим заявлением в суд, считая бездействие Комитета незаконным, противоречащим требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы заявителя.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением (действием, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд первой инстанции сделал вывод о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным, обязал Администрацию подготовить и направить ООО "Авел" проект договора купли-продажи спорного земельного участка. При этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 той же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок на основании постановления главы Администрации от 28.11.2005 N 5558 передан в аренду на 49 лет закрытому акционерному обществу "Орбита" (далее - ЗАО "Орбита") по договору от 03.05.2006 N 6059-06, заключенному с Администрацией. Акт приема-передачи земельного участка составлен 28.11.2005.
В связи с покупкой у ЗАО "Орбита" объектов недвижимости, расположенных на указанном участке, ООО "Авел" подписало с ЗАО "Орбита" договор от 21.06.2007 N 01/07 уступки прав (цессии). По условиям этого договора ЗАО "Орбита" уступило заявителю права арендатора по договору от 03.05.2006 N 6059-06. Договор цессии зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.08.2007.
Из материалов дела следует и Администрацией не оспаривается, что ООО "Авел" как собственник объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке, обладает исключительным правом приобретения данного земельного участка в собственность. Заявитель представил полный пакет документов, необходимых для оформления права собственности на земельный участок, перечень которых утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370. Предусмотренные законодательством препятствия для предоставления спорного участка в собственность отсутствуют.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Положение), утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.01.2006 N 37, установлен порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия муниципальных правовых актов на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области при предоставлении земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области является Администрация.
Пунктом 1.5 Положения установлено, что Комитет осуществляет функции, связанные с приемом и рассмотрением заявлений от физических и юридических лиц по вопросу предоставления земельных участков на определенном праве на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области.
Согласно пункту 2.9 Положения глава Администрации принимает постановление о предоставлении земельного участка в собственность или аренду, проект которого готовит Комитет на основании представленного заявителем полного комплекта документов.
После принятия главой Администрации постановления о предоставлении земельного участка в собственность или аренду Комитет, выступающий от лица продавца (арендодателя) - муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, направляет заявителю проект договора купли-продажи или аренды в трех экземплярах (пункт 2.10 Положения).
При таких обстоятельствах несостоятелен довод Комитета о том, что суд необоснованно признал незаконным его бездействие ввиду отсутствия у него полномочий по предоставлению названного земельного участка в собственность.
Согласно кадастровому плану от 11.04.2006 N 06/06-807 спорный земельный участок площадью 31 800 кв.м в установленном порядке сформирован под объектами недвижимости - административно-производственными зданиями предприятия по производству игрушек, сувениров и других изделий, перечень которых приведен в пункте 1.2 договора аренды от 03.05.2006 N 6059-06 и которые в настоящее время принадлежат ООО "Авел" на праве собственности.
Поскольку на момент обращения ООО "Авел" с заявлением о выкупе границы испрашиваемого земельного участка были установлены, согласованы, участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, подлежит отклонению довод Комитета о том, что ООО "Авел" не обосновало необходимости выкупа земельного участка именно такой площади (31 800 кв.м).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Суд первой инстанции, установив, что Комитет и Администрация нарушили предусмотренный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения заявления ООО "Авел" о предоставлении земельного участка в собственность, а также его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, правомерно, в соответствии со статьей 201 АПК РФ, обязал Администрацию подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого участка.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что суд правильно применил нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2010 по делу N А56-93454/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.