Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2010 г. N Ф07-9933/2010 по делу N А05-4492/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Л.Б. Мунтян, судей А.В. Асмыковича, Г.Е. Бурматовой,
при участии от Архангельской таможни Корельского А.В. (доверенность от 11.07.2008 N 32),
рассмотрев 12.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2010 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 (судьи Мурахина Н.В., Кудин А.Г., Чельцова Н.С.) по делу N А05-4492/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - Таможня), выразившихся в отказе осуществить возврат излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление товаров в размере 197 000 руб. (письмо от 13.04.2010 N 14-01-27/3866), и обязании Таможни возвратить указанную сумму излишне уплаченных таможенных сборов.
Решением суда первой инстанции от 13.05.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.07.2010, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, оспариваемые действия Таможни являются правомерными, поскольку полные таможенные декларации поданы Обществом после 25.03.2009 года и, следовательно, к этим правоотношениям применяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - постановление Правительства РФ N 220). Со ссылкой на пункт 2 статьи 357.8 и статью 138 Таможенного Кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) Таможня считает также правомерным отказ в возврате таможенных сборов за таможенное оформление временных таможенных деклараций в связи с отсутствием излишней уплаты этих сборов.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить без изменений обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в период с января по апрель 2009 года Общество вывозило с таможенной территории Российской Федерации товар (доски из ели), применяя порядок периодического временного таможенного декларирования. При подаче в Таможню временных таможенных деклараций Обществом уплачены 380 500 руб. таможенных сборов. После убытия товаров, Общество представило таможенному органу полные таможенные декларации, уплатив при этом таможенные сборы в сумме 285 000 руб.
Полагая излишне уплаченными 285 000 руб. таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций и 95 500 руб. - при подаче временных таможенных деклараций, Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате денежных средств в общей сумме 380 500 руб.
Решением от 08.04.2010 N 40 Таможня возвратила Обществу 183 500 руб., уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, принятие которых осуществлялось до 25.03.2010.
Письмом от 13.04.2010 N 14-01-27/3866 Таможня отказала в возврате 101 500 руб. таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций после 25.03.2009, и 95 500 руб. сборов, уплаченных при подаче временных таможенных деклараций.
Не согласившись с таким отказом, Общество обжаловало действия таможенного органа в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал незаконными обжалуемые действия Таможни, исходя из установленного момента возникновения спорных правоотношений как момента подачи временных таможенных деклараций, то есть в период, предшествующий введению в действие постановления Правительства РФ N 220. Кроме того, суд посчитал, что подача полной таможенной декларации не является корректировкой заявленных сведений со всеми предусмотренными для нее последствиями. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 07.11.2008 N 631-О-О указал, что представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.
Следовательно, уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
Суды правомерно отклонили ссылку Таможни на Постановление РФ N 220, поскольку в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 ТК РФ данный нормативный правовой акт не имеет правового значения для правоотношений, возникших до его вступления в законную силу.
С учетом изложенного следует признать правильным вывод судов о незаконности отказа таможенным органом возвратить Обществу 101 000 руб. таможенных сборов, уплаченных при подаче полных таможенных деклараций.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Материалами дела также подтверждается правомерность и обоснованность выводов судов в части возврата 95 500 руб. таможенных сборов, уплаченных по временным декларациям.
Как указано в пункте 2 статьи 357.8 ТК РФ, если после принятия таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину сборов за таможенное оформление, сумма таможенных сборов за таможенное оформление, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенное оформление не производятся.
В случаях, установленных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 356 названного Кодекса, возврат таможенных сборов за таможенное оформление не производится. К таким случаям относятся признание таможенной декларации, поданной в несоответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, а также отзыв таможенной декларации.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 357.7 ТК РФ уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов.
Для периодического временного декларирования установлены специальные правила уплаты таможенных пошлин, налогов.
Так, в силу пункта 6 статьи 138 ТК РФ (в редакции, относящейся к спорному периоду) вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 названной статьи, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ.
Поскольку корректировка сведений в декларации не может рассматриваться как тождественная по своему правовому значению подаче новой (полной) декларации в порядке статьи 138 ТК РФ, суды (с учетом неотрицаемого Таможней отсутствия у Общества задолженности по уплате таможенных платежей) правомерно посчитали необоснованным отказ таможенного органа в возврате излишне уплаченных заявителем 95 500 руб. таможенных сборов.
При таких обстоятельствах основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2010 по делу N А05-4492/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.