Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2010 г. N Ф07-10039/2010 по делу N А26-12125/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Л.Б. Мунтян, судей А.В. Асмыковича, Г.Е. Бурматовой,
при участии от Карельской таможни Чистова Н.А. (доверенность от 14.05.2010 N 44), от открытого акционерного общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" Балакшиной В.Ю. (доверенность от 30.12.2009 N 125),
рассмотрев 12.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2010 (судья Цветкова Е.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 (судьи Лопато И.Б., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.) по делу N А26-12125/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Карельской таможни (далее - Таможня) от 10.09.2009 N 18-57/12217 об отказе произвести зачет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 2 449 826 руб. 43 коп. и обязании таможенного органа осуществить зачет указанных денежных средств в счет последующих таможенных платежей (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.07.2010 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты, вынесенные первой и апелляционной инстанциями, и принять новое решение по настоящему делу. По мнению подателя жалобы, отказ в зачете денежных средств правомерен, поскольку при таможенном оформлении экспортированной неокоренной древесины обоснованно применен отраслевой стандарт ОСТ 13-43-79 Е с учетом поправочного коэффициента "0,06". Таможня считает, что представленные Обществом расчеты не могут быть применимы в подтверждение факта излишней уплаты, в виду неучета в них объема коры и обусловленности размера таможенных пошлин и налогов плотным объемом именно неокоренных материалов. В обоснование своей позиции таможенный орган также ссылается на необходимость применения аттестованных методик выполнения измерений (далее - МВИ), введенных в действие 29.06.2007.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить жалобу без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2007 году Общество во исполнение внешнеэкономических контрактов, заключенных с иностранными организациями-покупателями, вывезло с таможенной территории Российской Федерации товар - неокоренные лесоматериалы различных пород, уплатив таможенные пошлины в сумме 27 599 513 руб. 58 коп.
При определении объема вывозимых лесоматериалов Общество по указанию Таможни, основанному на письме Северо-Западного таможенного управления от 01.11.2005 г. N 06-04-21/20953ф, применило коэффициент "0,06", установленный пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79 Е "Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили".
Посчитав, что неправомерное применение коэффициента "0,06" привело к излишней уплате таможенных платежей, Общество 31.08.2009 обратилось в Таможню с заявлением о зачете 2 536 352 руб.22 коп. таможенных платежей, излишне уплаченных в 2007 году в счет будущих таможенных платежей, приложив к заявлению подтверждающие документы.
Таможня письмом от 10.09.2009 N 18-57/12217 отказала Обществу в зачете денежных средств, мотивировав свой отказ непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Общество оспорило отказ Таможни в судебном порядке.
При рассмотрении дела судом первой инстанции Общество уточнило заявленные требования в связи с корректировкой расчета и просило об обязании таможенного органа зачесть 2 449 826 руб. 43 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы с учетом следующего.
В силу статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (статья 322 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с изменениями и дополнениями) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.12.1999 N 1364 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" расчет вывозной таможенной пошлины зависит от объема (куб.м.) экспортируемых лесоматериалов.
При вывозе неокоренных лесоматериалов таможенные пошлины подлежат уплате исходя из объема лесоматериалов с учетом коры.
Установление излишней уплаты таможенных пошлин связано с методикой определения объема вывезенных лесоматериалов с корой и обоснованностью применения поправочного коэффициента "0,06" для правильного определения этого объема.
В соответствии с пунктом 1.4 ОСТ 13-43-79Е, для перевода геометрического объема штабелей лесоматериалов в коре в плотный объем применяют переводные коэффициенты, приведенные в таблице 1. Для бревен грубой окорки, коэффициенты, указанные в таблице 1, увеличивают на 0,04, а для бревен чистой окорки - на 0,06.
В данном случае судами установлено, что Обществом экспортировалась неокоренная древесина. Поскольку размер таможенных пошлин и налогов зависит от плотного объема именно неокоренных лесоматериалов, суд обоснованно посчитал увеличение декларантом переводного коэффициента таблицы 1 ОСТ 13-43-79 Е на поправочный коэффициент "0,06", не предназначенный для перевода плотного объема лесоматериалов в объем древесины в коре, не соответствующим функциональному назначению поправочного коэффициента "0,06".
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что в результате применения поправочного коэффициента "0,06" в спорный период объемы вывезенных неокоренных лесоматериалов указаны с превышением, что и привело к излишней уплате сумм таможенных пошлин при экспорте лесопродукции.
В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По настоящему делу суды посчитали, что таможенный орган не представил достаточных доказательств в обоснование отказа Обществу в зачете излишне уплаченных таможенных платежей.
Отклоняя ссылку Таможни на возможность применения к спорным правоотношениям иной методики выполнения измерений - МВИ N 203-04-2007, суды правомерно отметили рекомендательный характер данной методики, а также указание таможенным органом Обществу на обязательное применение при определении объема вывозимых лесоматериалов правил отраслевого стандарта ОСТ 13-43-79Е. Поскольку таможенный орган не предъявлял Обществу требований относительно применения МВИ при выпуске товара, ссылка Таможни на возможность произвести фактический расчет объемов вывезенного товара с учетом МВИ после выпуска товаров несостоятельна. Такой расчет не может служить подтверждением правомерности размера таможенных платежей, уплаченных при таможенном оформлении вывезенного товара, поскольку использование при расчете результатов измерений, произведенных по ОСТ 13-43-79 Е, не отвечает методам и показателям измерений, используемых МВИ.
В силу пункта 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 355 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 355 ТК РФ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 статьи 355 ТК РФ.
Пункт 9 статьи 355 ТК РФ содержит перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в оспариваемом решении Таможни не содержится ссылок на предусмотренные пунктом 9 статьи 355 ТК РФ основания для отказа в возврате излишне уплаченных платежей.
Судами двух инстанций установлен факт излишней уплаты таможенных платежей на момент обращения Общества с заявлением об их зачете в таможенный орган и обоснованно признан незаконным отказ таможенного органа в зачете излишне уплаченных таможенных платежей.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А26-12125/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.