Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2010 г. N Ф07-9861/2010 по делу N А56-2515/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
рассмотрев 13.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2010 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 (судьи Протас Н.И., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-2515/2010,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Аэрохит" (далее - ООО "Аэрохит", Общество) 8 818 руб. штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2008 год.
Решением суда первой инстанции от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.07.2010, Фонду отказано в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение и постановление судов отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Общества в пользу Фонда 8 818 руб. штрафных санкций.
Фонд не согласен с выводом судебных инстанций о том, что им допущены существенные нарушения процедуры привлечения ООО "Аэрохит" к ответственности за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Аэрохит" в соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Фонд при осуществлении контроля своевременности представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выявил факт непредставления Обществом таких сведений за 2008 год.
Выявленное нарушение отражено в акте от 03.08.2009 N 05-41/1237. В данном акте Фонд предложил страхователю представить имеющиеся у него возражения в письменном виде и назначил рассмотрение возражений и материалов проверки на 02.09.2009 в 10.00.
Этот акт направлен страхователю по почте.
Решением Фонда от 03.09.2009 N 05-42/1146 ООО "Аэрохит" привлечено к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде взимания 881 руб. 80 коп. штрафа, составляющего 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Размер штрафа определен Фондом на основании представленного налоговым органом сводного отчета по страховым взносам за 2008 год.
Требованием от 03.09.2009 N 1063 Фонд предложил страхователю до 21.09.2009 уплатить названную сумму штрафных санкций в добровольном порядке.
Письмом от 05.11.2009 N 05-54/915 Фонд сообщил Обществу о том, что в решении от 03.09.2009 N 05-42/1146 и требовании от 03.09.2009 N 1063 при указании размера штрафа допущена опечатка: вместо "_в сумме 881 руб. 80 коп_" следует читать "_в сумме 8 818 руб_".
При этом письмом от той же даты N 05-54/916 Фонд пригласил главного бухгалтера страхователя для проведения акта сверки с бюджетом, а также направил акт сверки от 05.11.2009 N 1063 размера финансовой санкции за несвоевременное представление в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указал, что к уплате причитается 8 818 руб. штрафа.
Поскольку ООО "Аэрохит" не уплатило указанный штраф, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Фонду в удовлетворении заявленного требования, указали на существенное нарушение заявителем установленного Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка производства по делу о налоговом правонарушении, которое в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ влечет за собой незаконность решения от 03.09.2009 N 05-42/1146, а, следовательно, и отсутствие основания для взыскания штрафа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов на основании следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Этот Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, к страхователям в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Санкции взыскиваются органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку законодательными актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, такие правоотношения регулируются нормами главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дела о правонарушениях, выявленных не в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, а в результате иных мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.
В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 НК РФ несоблюдение должностными лицами уполномоченного органа требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может служить основанием для отмены принятого таким органом решения вышестоящим органом или судом.
При этом основанием для отмены вышестоящим органом или судом решения уполномоченного органа о привлечении проверяемого лица к ответственности за совершение правонарушения служит нарушение существенных и иных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля.
К существенным условиям процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
В данном случае суды обоснованно признали в качестве нарушения Фондом условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что решение от 03.09.2009 N 05-42/1146 о привлечении Общества к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета принято без надлежащего извещения страхователя о дате рассмотрения материалов проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о правонарушениях, должностным лицом уполномоченного органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
Для реализации лицом, совершившим правонарушение, права представления в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, возражений и обосновывающих их доказательств, пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ предусмотрено, что акт должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае же если указанное лицо уклоняется от получения такого акта, должностным лицом уполномоченного органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. При направлении указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
В рассматриваемом случае из представленных в материалы дела копий списка заказных писем и почтовой квитанции следует, что акт от 03.08.2009 N 05-41/1237 об обнаружении факта нарушения ООО "Аэрохит" законодательства об обязательном пенсионном страховании направлен Фондом 07.08.2009 Обществу по почте.
Вместе с тем доказательства вручения указанного акта страхователю под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, либо уклонения ООО "Аэрохит" от его получения, как это обусловлено пунктом 4 статьи 101.4 НК РФ, Фонд в материалы дела не представил.
Более того, непосредственно в акте указано, что способом его передачи изначально выбрана "почта" (лист дела 11).
При таких обстоятельствах, следует признать, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения акта, составленного в связи с обнаружением факта совершения им нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании, то есть Фондом не была обеспечена возможность ООО "Аэолхит" участвовать в процессе рассмотрения указанного акта и представить свои объяснения.
Наличие такого нарушения существенных условий порядка производства, связанного с привлечением лица к ответственности, в том числе и по Закону N 167-ФЗ, в силу пункта 12 статьи 101.4 НК РФ влечет за собой незаконность принятого Фондом решения.
Кроме этого, судами установлено и материалами дела подтверждается, что решением от 03.09.2009 N 05-42/1063 Общество привлечено к ответственности в виде наложения штрафа в размере 881 руб. 80 коп., требованием от 03.09.2009 N 1063 страхователю предложено уплатить штраф также в размере 881 руб. 80 коп., однако в судебном порядке Фонд взыскивает с ООО "Аэрохит" штраф в размере 8 818 руб., ссылаясь на опечатку, допущенную в указанных ненормативных правовых актах и исправленную путем составления акта сверки от 05.11.2009 N 1063 и направления его и соответствующего письма Обществу.
Вместе с тем, судебные инстанции обоснованно указали на то, что исправления в принятый Фондом ненормативный правовой акт могут вноситься только актом того же уровня.
Ни акт сверки расчетов от 05.11.2009 N 1063 с уточнением суммы штрафа, подписанный только со стороны Фонда, ни его письмо страхователю от той же даты N 05-54/915 информирующее об опечатке не могут быть приравнены к решению Фонда о привлечении страхователя к ответственности, вынесенному по результатам рассмотрения материалов проверки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2010 по делу N А56-2515/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Василеостровском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.