Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 октября 2010 г. N Ф07-9503/2010 по делу N А26-137/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Л.Б. Мунтян, судей А.В. Асмыковича, Г.Е. Бурматовой,
при участии от Карельской таможни Чистова Н.Н. (доверенность от 14.05.2010 N 44),
рассмотрев 12.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельской таможни на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2010 (судья Лазарев А.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 (судьи Борисова Г.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А26-137/2010
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атриум" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Карельской таможни (далее - Таможня) от 12.10.2009 N 18-57/13905, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченных 67 500 руб. таможенных сборов, а также выплатить проценты за нарушение срока возврата денежных средств в сумме 1 156 руб.40 коп.
Решением суда от 19.03.2010 заявление Общества удовлетворено частично: Признано незаконным решение Карельской таможни от 12.10.2009 N 18-57/13905 о возврате без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. При этом суд обязал Таможню возвратить Обществу излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 67 500 руб. и выплатить проценты за нарушение срока возврата денежных средств в сумме 1 082 руб.81 коп. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано. При этом суд взыскал с таможни в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 556 руб. 95 коп.
Постановлением апелляционного суда от 22.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление судов предыдущих инстанций.
По мнению подателя жалобы, таможенный сбор за таможенное оформление уплачивается отдельно за подачу как временной, так и полной таможенных деклараций, поскольку уплата таможенных сборов по своей правовой природе является компенсацией расходов таможенных органов по осуществлению действий, связанных с таможенным оформлением. В обоснование своей правовой позиции Таможня также ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863" (далее - Постановление N 220).
Кроме того, Таможня считает неправомерным взысканием с нее 4 556 руб. 95 коп. государственной пошлины, уплаченных Обществом при подаче заявления в арбитражный суд.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенный в кассационной жалобе.
Представители Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, в 2006 - 2008 годах Общество осуществляло экспорт за пределы таможенной территории Российской Федерации товара - лесоматериалы, применяя предусмотренный статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) упрощенный порядок декларирования - периодическое временное декларирование. За указанный период Общество представило в Таможню временные периодические таможенные декларации и уплатило за их подачу таможенные сборы.
Впоследствии Общество, представляя таможенному органу полные периодические таможенные декларации на ранее экспортированный товар, во исполнение требования таможенного органа также уплачивало таможенные сборы за таможенное оформление поданных деклараций.
Полагая, что повторное взыскание таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций является незаконным, Общество 06.10.2009 обратилось к Таможне с заявлением о возврате 67 500 руб. излишне уплаченных таким образом таможенных сборов. Письмом от 12.10.2009 N 18-57/13905 таможенный орган возвратил данное заявление Общества без рассмотрения, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих факт излишней уплаты.
Общество, посчитав незаконными такие действия Таможни, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Общества, исходил из того, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру. Установив факт уплаты 67 500 руб. таможенных сборов при подаче полной таможенной декларации и соблюдение сроков подачи Обществом заявления о возврате излишне уплаченных сумм, суд признал незаконными оспариваемые действия Таможни. При этом суд первой инстанции, найдя необоснованными произведенные сторонами расчеты процентов за нарушение срока возврата денежных средств, самостоятельно исчислил сумму процентов. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ) и должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 137 ТК РФ при вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1, 4 статьи 138 ТК РФ).
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных названным Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункт 2 статьи 137 ТК РФ).
Ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 357.10 ТК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (далее - Постановление N 863) установлены ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров.
Согласно пункту 7 Постановления N 863 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений сторон) в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Таким образом, обязанность повторной уплаты таможенного сбора, установленная указанным пунктом Постановления N 863, в случае подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании не предусмотрена.
Как следует из материалов дела и установлено судами, после представления Таможне временных периодических деклараций и убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации Общество представило полные таможенные декларации, при подаче которых повторно уплатило сборы за таможенное оформление товаров.
Сумма таможенных сборов в размере 67 500 руб., уплаченная Обществом, подтверждается материалами дела. Заявление о зачете излишне уплаченных денежных средств подано Обществом в таможенный орган в пределах срока, установленного частью 2 статьи 355 ТК РФ.
Суды на основании статьи 60 ТК РФ сделали правомерный вывод о том, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют единую таможенную процедуру по таможенному оформлению товара и повторная уплата таможенных сборов при представлении полной декларации не требуется, поскольку уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров.
Ссылка Таможни на Постановление N 220 несостоятельна, поскольку в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 ТК РФ данный нормативный правовой акт не имеет правового значения для правоотношений, возникших до его вступления в законную силу.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
Суды сделали обоснованный вывод о том, что таможенные сборы в размере 67 500 руб., внесенные за таможенное оформление полных периодических деклараций, являются излишне уплаченными и в соответствии со статьей 355 ТК РФ подлежат возврату.
Размер уплаченных сумм таможенных сборов и исчисленных процентов за нарушение срока их возврата, таможенным органом в жалобе не оспариваются.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными обжалуемые действия таможенного органа, выразившиеся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных таможенных сборов за оформление полных периодических таможенных деклараций, и обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании судом первой инстанции с Таможни расходов по уплате государственной пошлины в размере 4556 руб. 95 коп. надлежаще рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции. Поскольку Обществом заявлены два самостоятельных требования (о признании незаконным решения и обязании возместить таможенные платежи), во исполнение определения арбитражного суда об оставлении заявления без движения от 14.01.2010 г. заявителем уплачена государственная пошлина, установленная как для исковых заявлений имущественного характера, так и для исковых заявлений неимущественного характера. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд законно взыскал с таможенного органа как проигравшей стороны по делу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 556 руб.95 коп.
Поскольку выводы судов не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены по правилам статьи 71 АПК РФ, а обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2010 по делу N А26-137/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Карельской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.