Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 октября 2010 г. N Ф07-9793/2010 по делу N А13-18107/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Стрелова И.М., судей Подвального И.О., Старченковой В.В.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области Смышляевой И.А. (доверенность от 25.02.2009), Луковой И.С. (доверенность от 03.06.2009), от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Полтиевич Е.Л. (доверенность от 17.12.2009),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А13-18107/2009 (судьи Кудин А.Г., Осокина Н.Н., Потеева А.В.),
установил:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - ОАО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Управление) решения от 29.10.2009 N 26-10АМЗ/09 и предписания от 06.11.2009 N 26-10АМЗ/09.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Тотемское государственное предприятие Вологодской области по эксплуатации коммунальных электрических и тепловых сетей (далее - Предприятие).
Решением от 07.04.2010 (судья Селиванова Ю.В.) заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным пункта 2 предписания Управления от 06.11.2009 N 26-10АМЗ/09. В удовлетворении остальной части заявленных требований ОАО "ВСК" отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2010 решение отменено в части отказа в удовлетворении заявленных ОАО "ВСК" требований. Вынесенные Управлением решение от 29.10.2009 N 26-10АМЗ/09 и предписание от 06.11.2009 N 26-10АМЗ/09 признаны незаконными в части пунктов 1 и 3. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции. По мнению Управления, суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права.
От ОАО "ВСК" и Предприятия поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых ОАО "ВСК" просит оставить обжалуемое постановление апелляционной инстанции без изменения, а Предприятие просит постановление апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель ОАО "ВСК" - доводы своего отзыва на жалобу.
Предприятие о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "ВСК" занимает доминирующее положение на местном розничном рынке электроэнергии и является гарантирующим поставщиком электрической энергии, к зоне действия которого относится Предприятие.
Предприятие осуществляет деятельность по сбыту и энергоснабжению потребителей, подключенных к его сетям. Решением правления Региональной энергетической комиссии Вологодской области от 05.11.1999 N 105 Предприятие включено в Реестр энергоснабжающих организаций Вологодской области (т.1, л.д. 99).
Между ОАО "ВСК" и Предприятием заключен договор от 15.12.1998 N 212 на электроснабжение (т.1, л.д. 106-115).
Пунктами 3.2.1, 3.2.2 договора (с учетом протокола разногласий) определены сроки выставления платежных документов за отпущенную электроэнергию: до 10 и 20 чисел расчетного месяца - по 40 %, до 30 числа - 20 % потребленной энергии. Окончательный расчет по показаниям средств учета электрической энергии производится до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Расчетный период в соответствии с договором составляет один месяц.
В связи с наличием задолженности Предприятия за потребленную электроэнергию ОАО "ВСК" направило в адрес Предприятия уведомления от 11.01.2009 N 22/2, от 16.03.2009 N 22/878, от 31.03.2009 N 22/1098 об ограничении режима потребления электроэнергии и ограничило режим потребления электроэнергии путем отключения питающей электролинии ВЛ-10 Кв "Мясокомбинат" от ПС "Тотьма-2".
Данные обстоятельства послужили основанием возбуждения Управлением по заявлению Предприятия в отношении ОАО "ВСК" дела о нарушении пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела Управление пришло к выводу, что направление ОАО "ВСК" в адрес Предприятия уведомлений об ограничении режима потребления электроэнергии и ограничение режима потребления электроэнергии были необоснованны, поскольку суммарная задолженность Предприятия за два и более расчетных периода отсутствовала.
В связи с этим Управление решением от 29.10.2009 N 26-10АМЗ/09 признало ОАО "ВСК" нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (т.1, л.д. 15-19).
Управление также вынесло в отношении ОАО "ВСК" предписание от 06.11.2009 (т.1, л.д. 20) о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном ограничении подачи электрической энергии (пункт 1 предписания); о прекращении действий по выставлению уведомлений об ограничении режима потребления электроэнергии и о недопущении ограничения энергоснабжения в дальнейшем в отношении Предприятия по задолженности двух и более сроков платежа подряд (пункт 2 предписания).
ОАО "ВСК" обжаловало решение и предписание Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, исходил из того, что на даты выставления уведомлений от 11.01.2009 N 22/2, от 16.03.2009 N 22/878, от 31.03.2009 N 22/1098 Предприятие не имело задолженности по оплате электроэнергии равной суммарно двум и более расчетным периодам. В связи с этим предусмотренных действующим законодательством оснований для направления уведомлений Предприятию и введения ограничения режима потребления электроэнергии у ОАО "ВСК" не имелось.
Суд апелляционной инстанции расценил данный вывод суда первой инстанции как ошибочный, указав, что энергоснабжающие организации являются разновидностью энергосбытовых организаций, отличающихся от последних признаком совмещения деятельности по купле-продаже (поставке) электрической энергии с деятельностью по передаче электрической энергии через присоединенную электрическую сеть. В связи с этим суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности действий ОАО "ВСК" по ограничению энергоснабжения Предприятия. Данные действия ОАО "ВСК" суд апелляционной инстанции признал соответствующими установленным в отношении энергосбытовых организаций требованиям Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 78 Правил (в редакции, действовавшей на момент ограничения ОАО "ВСК" энергоснабжения Предприятия) гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII данных Правил, приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии и оказанных услуг суммарно за два и более расчетных периода, а если покупателем выступает энергосбытовая организация - в случае нарушения ею двух и более сроков платежа подряд, если соответствующим договором не установлено иное.
Пункт 3 Правил определяет энергоснабжающую организацию как организацию, осуществляющую продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и совмещающую эту деятельность с деятельностью по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Таким образом, энергоснабжающие организации в отличие от энергосбытовых осуществляют также деятельность по передаче электрической энергии потребителям через присоединенную электрическую сеть.
При этом законодатель в переходный период реформирования электроэнергетики наделил энергосбытовые и энергоснабжающие организации статусом самостоятельных субъектов розничных рынков (пункт 3 Правил).
Исходя из буквального толкования пункта 78 Правил (в редакции, действовавшей на момент ограничения ОАО "ВСК" энергоснабжения Предприятия) следует, что положения о праве гарантирующего поставщика приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения в случае нарушения покупателем двух и более сроков платежа подряд распространяются только на энергосбытовую организацию. Основания применения данного специально установленного для энергосбытовых организаций положения к иным видам субъектов розничных рынков (в том числе энергоснабжающим организациям) отсутствуют.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие у Предприятия задолженности по оплате электроэнергии равной суммарно двум и более расчетным периодам (что установлено судом и не оспаривается участвующими в деле лицами), кассационная инстанция считает, что действия ОАО "ВСК" по ограничению энергоснабжения Предприятия не соответствовали требованиям пункта 78 Правил в редакции, действовавшей на момент совершения указанных действий.
Вместе с тем на момент вынесения решения Управления от 29.10.2009 N 26-10АМЗ/09 норма статьи 78 Правил была изменена и действовала в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 785. В соответствии с пунктом 78 Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 785 гарантирующий поставщик вправе в порядке, установленном разделом XIII Правил, инициировать частичное (полное) ограничение режима потребления электрической энергии (приостановить исполнение обязательств по договору энергоснабжения (договору купли-продажи (поставки) электрической энергии) с покупателем) в случае неисполнения покупателем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии (мощности) и оказанных услуг и возникновения задолженности, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, с учетом особенностей процедуры ограничения отдельных категорий потребителей, установленных разделом XIII настоящих Правил. В случае если покупателем по договору энергоснабжения (купли-продажи) выступает энергосбытовая организация, при неисполнении или ненадлежащем исполнении энергосбытовой организацией обязательств по оплате гарантирующий поставщик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью. При этом для обеспечения бесперебойного энергоснабжения гарантирующий поставщик осуществляет действия по принятию покупателей электрической энергии на обслуживание в порядке, установленном разделом VI Правил.
Как указано выше, в связи с действиями по ограничению энергоснабжения Предприятия решением Управления от 29.10.2009 N 26-10АМЗ/09 ОАО "ВСК" признано нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при оценке таких действий (бездействия) как злоупотребление доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Между тем из решения Управления от 29.10.2009 N 26-10АМЗ/09 следует, что Управление не дало оценки тому, с какой целью ОАО "ВСК" осуществляло ограничение энергоснабжения Предприятия. Материалами дела подтверждается неоднократное нарушение Предприятием сроков платежа по договору энергоснабжения. Однако Управлением в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, что целью действий ОАО "ВСК" по ограничению энергоснабжения было не только получение задолженности от Предприятия как от контрагента по договору, но также и ограничение конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности Управлением нарушения ОАО "ВСК" пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в связи с чем обжалуемое постановление, которым удовлетворены требования заявителя в полном объеме, подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А13-18107/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Стрелов |
Судьи |
И.О. Подвальный |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.