Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 апреля 2010 г. N Ф07-2410/2010 по делу N А56-9870/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 марта 2010 г. N Ф07-2410/2010 по делу N А56-9870/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кужаровой Н.И., судей Афанасьева С.В. и Шпачевой Т.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Австрофор" Смирновой Ю.М. (доверенность от 29.07.2009), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Тулаева А.П. (доверенность от 28.12.2009 N ю-11/350),
рассмотрев 29.04.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2009 (судья Несмиян С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 (судьи Горшелев В.В., Попова Н.М., Шестакова М.А.) по делу N А56-9870/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "Австрофор" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Железная дорога) о взыскании 166 750,4 руб. денежных средств, необоснованно списанных с лицевого счета в Санкт-Петербургском технологическом центре по обработке перевозочных документов (далее - ТехПД).
Решением от 12.05.2009 с Железной дороги в пользу Общества взыскано 28 161 руб., в остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 решение от 12.05.2009 изменено, с Железной дороги в пользу Общества взыскано 41 034,6 руб. необоснованно списанных с лицевого счета в ТехПД, в остальной части иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что суды неправомерно применили пункт 3 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Железная дорога произвела расчет расходов, возникших в связи с задержкой вагонов, по ценам, установленным ею в монопольном порядке.
В судебном заседании представитель Общества поддержал жалобу, а представитель Железной дороги возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов.
Поскольку апелляционный суд изменил решение от 12.05.2009, кассационная инстанция проверила законность постановления от 29.12.2009.
Как видно из материалов дела, Железная дорога и Общество 15.12.2003 заключили соглашение N 6277812 о централизованных расчетах в ТехПД за услуги Железной дороги, а также договор от 01.02.2008 N 0106202 о предоставлении дополнительных транспортных услуг, связанных с перевозкой грузов.
В апреле - мае 2008 года Общество (грузоотправитель) отправило из России в Финляндию в адрес общества с ограниченной ответственностью "ЮПМ-Кюммене" (грузополучатель) по накладным российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения N ЭО 222212, ЭО 222099 и ЭО 222312 груз.
По указанию Выборгской таможни груз, перевозимый в вагонах N 44646339, 42951111, 42885442 (грузоотправитель - Общество), 25.04.2008 задержан с целью проведения таможенного досмотра и выпущен после нахождения в зоне таможенного контроля станции Бусловская Октябрьской железной дороги 05.05.2008, что подтверждается актами общей формы N 0781А, 0782А, 0783А.
Железная дорога компенсировала свои расходы, возникшие в результате задержки вагонов, путем списания с лицевого счета истца в ТехПД по перечням железнодорожных документов от 08.05.2008 N 80 и от 07.05.2008 N 79 денежные средства в размере 166 750,4 руб.
Общество, ссылаясь на необоснованность списания указанной суммы и отказ Железной дороги удовлетворить претензию от 25.08.2008 о возврате незаконно списанных денежных средств, обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
На основании статьи 22 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что, если международным договором Российской Федерации в области железнодорожного транспорта установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте, применяются правила международного договора.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15.07.1995 "О международных договорах Российской Федерации" межправительственное соглашение относится к международным договорам.
Прямое железнодорожное сообщение между Российской Федерацией и Финляндской Республикой регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о российско-финляндском прямом международном сообщении, заключенным в городе Хельсинки 16.04.1996 (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 2 Соглашения разработаны железнодорожными администрациями и железными дорогами России и Финляндии и утверждены Конференцией по делам российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения (25 - 26 апреля 2005 года в городе Хельсинки) Условия перевозок пассажиров, багажа, товаробагажа и грузов в российско-финляндском прямом железнодорожном сообщении (далее - Условия перевозок).
Параграфом 1 статьи 3 Условий перевозок предусмотрено, что они применяются при перевозках грузов, предъявляемых к отправлению по накладной российско-финляндского прямого железнодорожного сообщения.
Согласно параграфу 3 названной статьи железной дороге возмещаются понесенные ею расходы, связанные с проведением административного контроля, а также расходы по исправлению погрузки, крепления груза, расходы по исправлению упаковки, необходимой для сохранности груза, и подобные расходы.
В соответствии с параграфом 1 статьи 18 Условий перевозок провозные платежи взимаются: с отправителя груза - за перевозку со станции отправления до государственной границы; с получателя груза - за перевозку от государственной границы до станции назначения; с экспедитора, фрахтового агента или иного плательщика - за перевозку по железной дороге отправления, по железной дороге назначения или за весь путь следования при наличии договора между плательщиком и соответствующей железной дорогой.
Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что ответчик, являясь отправителем груза, отправленного по накладным N ЭО 222212, ЭО 222099 и ЭО 222312, обязан возместить Железной дороге расходы, возникшие в связи с задержкой вагонов по указанию таможенного органа на станции Бусловская Октябрьской железной дороги в период с 25.04.2008 по 05.05.2008 (административным контролем).
Согласно актам общей формы N 781А, 782А, 783А в состав расходов, подлежащих возмещению, Железная дорога включила плату за пользование вагонами на станционных путях, за хранение груза в зоне таможенного контроля, за взвешивание на вагонных весах и за маневровую работу локомотива.
При этом суд первой инстанции исключил из расчета время нахождения вагонов в зоне таможенного контроля по вине перевозчика, что составило 83 часа. Апелляционная инстанция, уточнив этот расчет, обоснованно признала, что в связи с простоем вагонов по вине Железной дороги из подлежащей возмещению ей суммы расходов следует исключить 41 034,6 руб. и взыскала указанную сумму в пользу истца.
Кассационная инстанция считает, что поскольку расходы, возникшие в связи с административным контролем, не подлежат государственному регулированию, то ответчик обоснованно произвел расчет платежей за хранение груза в зоне таможенного контроля в соответствии с указанием первого заместителя руководителя филиала Железной дороги от 20.12.2007 N Н31-375/у. Данным указанием установлен единый перечень работ и услуг, оказываемых Октябрьской железной дорогой при организации перевозок грузов под таможенным контролем, а также их стоимость.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для компенсации расходов, связанных с проведением административного контроля, не соответствуют УЖТ РФ и Соглашению.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ввиду того что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2009 по делу N А56-9870/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Австрофор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.И. Кужарова |
Судьи |
С.В. Афанасьев |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.