Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2010 г. N Ф07-10501/2010 по делу N А42-11491/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Колесниковой С.Г., Михайловской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения по городу Североморску Управления Федерального казначейства по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2010 (судья Посыпанко Е.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А42-11491/2009,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Отделения по городу Североморску Управления Федерального казначейства по Мурманской области (далее - Отделение) от 30.11.2009 по исполнению постановления государственного инспектора по охране природы Мурманской области от 26.05.2009 N 1177/12 о назначении административного наказания войсковой части 36138 и об обязании Отделения принять к исполнению указанное постановление.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены войсковая частя 36138 (далее - в/ч 36138) и войсковая часть 09436 (далее - в/ч 09436).
Решением суда от 29.03.2010 действия Отделения по возврату без исполнения постановления от 26.05.2009 N 1177/12 признаны незаконными, как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Суд обязал Отделение устранить нарушение законных прав и интересов Управления.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделение, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела и на неправильное применение ими норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе Управлению в удовлетворении заявленных требований.
Отделение, в/ч 36138, в/ч 09436 и Управление о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления от 26.05.2009 N 1177/12 в/ч 36138 привлечена к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений в виде 50 000 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 05.08.2009 по делу N А42-4142/2009, вступившим в законную силу, в/ч 36138 отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене названного постановления Управления.
В связи с тем, что в/ч 36138 является получателем бюджетных средств и имеет счета в органах федерального казначейства, Управление, руководствуясь положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 24.11.2009 направило постановление от 26.05.2009 N 1177/12 в Отделение для исполнения.
Письмом от 30.11.2009 N 04-23/1784 Отделение вернуло постановление без исполнения в связи с тем, что оно не входит в перечень исполнительных документов, установленный статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Управление, полагая, что действия Отделения, выразившиеся в отказе в принятии к исполнению постановления от 26.05.2009 N 1177/12, являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 названного Кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как правильно указали суды, порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" разъяснил, что положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации не могут расцениваться в качестве основания для отнесения к подведомственности арбитражных судов дел о привлечении бюджетных учреждений к административной ответственности за правонарушения, рассмотрение которых в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется административными органами. При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что в/ч 36138, привлеченная к административной ответственности на основании постановления Управления, является бюджетной организацией, и на момент совершения Отделением оспариваемого действия у в/ч 36138 отсутствовали иные, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счета.
Довод Отделения о том, что постановление Управления о назначении административного наказания не является судебным актом, на основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку в соответствии со статьей 12 Закона N 229-ФЗ акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, как и судебные акты отнесены к числу исполнительных документов, по которым осуществляется взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у Отделения не было законных оснований для отказа от исполнения постановления Управления от 26.05.2009 N 1177/12.
Таким образом, решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А42-11491/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Отделения по городу Североморску Управления Федерального казначейства по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.