Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 октября 2010 г. N Ф07-2502/2010 по делу N А56-30298/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,
при участии от закрытого акционерного общества "Лукоморье" Галиной И.А. (доверенность от 11.10.2010), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области Горбенко А.М. (доверенность от 02.02.2010 N 03-22/00960),
рассмотрев 12.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2010 по делу N А56-30298/2009 (судья Гранова Е.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Лукоморье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 05.05.2009 N 61 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 05.08.2009 (судья Боровлев Д.Ю.), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2009, заявление удовлетворено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2010 решение суда первой инстанции от 05.08.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 28.06.2010 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение статьи 2.9 КоАП РФ, просит отменить решение от 28.06.2010, в удовлетворении заявления отказать. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно признал малозначительным совершенное Обществом правонарушение и необоснованно освободил заявителя от административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку полноты учета выручки при применении Обществом принадлежащей ему контрольно-кассовой техники моделей ЛАДОГА-Ф заводской N 00012523 и 00017016, АМС-110К заводской N 37102565 и 08001763, Ладога-К заводской N 10040077 за период с 01.03.2009 по 20.03.2009.
В ходе проверки 21.04.2009 составлены акт от N 4710/14-96 и протокол об административном правонарушении N 61, согласно которым Инспекция выявила превышение суммы денежной выручки, отраженной в фискальных отчетах по сравнению с суммами выручки, указанной в кассовой книге Общества, которое составило за проверяемый период 199 499 руб. 86 коп. Проверкой установлено неоприходование денежной наличности, полученной с применением указанной контрольно-кассовой техники в кассу организации в день ее поступления.
Постановлением Инспекции от 05.05.2009 N 61 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде взыскания 40 000 руб. штрафа. Обществу вменено в вину нарушение пунктов 22, 23 и 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) и пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила).
Общество, посчитав постановление налогового органа незаконным, оспорило его в судебном порядке.
При новом рассмотрении суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, однако отменил оспариваемое постановление Инспекции в связи с малозначительностью деяния.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 3 Порядка, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пунктам 22, 23 и 24 Порядка предприятие ведет только одну кассовую книгу, в которой учитываться поступление и выдача денежной наличности сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Перечисленные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Согласно пункту 6.1 Типовых правил при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Суд первой инстанции установил, что 09.03.2009 без оприходования денежных средств, полученных в виде выручки 08.03.2009 по контрольно-кассовой машине АМС 110 К зав. N 080001763, Общество выдало заработную плату сотрудникам в сумме 29 327 руб. При этом сдан остаток денежных средств от предыдущего дня не в той сумме, которая указана в качестве остатка за 08.03.2009, а только в сумме 9 000 руб. Таким образом, остаток 26 997 руб.81 коп. не был отражен в кассовой книге. Из приложения к акту проверки и расчетов Общества следует, что по другим контрольно-кассовым машинам имеет место аналогичная ситуация.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем суд первой инстанции посчитал возможным применить статью 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суд оценил конкретные обстоятельства совершения правонарушения и сделал вывод о том, что действия Общества не могли повлечь существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и посчитал возможным освободить Общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В силу статей 286 и 287 АПК РФ у кассационной инстанции нет оснований для переоценки данного вывода суда.
Обжалуемый судебные акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2010 по делу N А56-30298/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.