Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 октября 2010 г. N Ф07-462/2010 по делу N А13-9264/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2010 г. по делу N А13-9264/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Гафиатуллиной Т.С., Грачевой И.Л.,
при участии от Департамента земельных отношений Вологодской области Арбузова И.И. (доверенность от 01.03.2010),
рассмотрев 07.10.2010 и 14.10.2010 в открытом судебном заседании (с перерывом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) кассационную жалобу Департамента земельных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.06.2010 по делу N А13-9264/2009 (судья Виноградов О.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Совхоз "Заречье" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту земельных отношений Вологодской области (далее - Департамент) об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 298 798 кв.м с кадастровым номером 35:24:0101001:0340, расположенного примерно в 200 метрах по направлению на запад от ориентира - жилой дом по адресу: Вологодская область, город Вологда, улица Слободская, 39, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, в редакции предложенного Обществом проекта договора с выкупной ценой в размере 515 516 руб. 19 коп. (с учетом уточнений исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Вологды (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 28.10.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.12.2009, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.03.2010 решение от 28.10.2009 и постановление от 21.12.2009 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 07.06.2010 исковые требования удовлетворены.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также нарушение единства судебной практики, просит отменить решение от 07.06.2010 в части установленного размера выкупной цены спорного земельного участка и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы в ее обоснование указал, что поскольку на испрашиваемом земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, то выкупную цену следует определять в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", то есть исходя из рыночной стоимости участка. Департамент, ссылаясь на пункты 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 1 статьи 36, статьи 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), считает, что суд не правомерно применил к спорным правоотношениям сторон Закон Вологодской области от 30.04.2002 N 778-ОЗ "О цене земельных участков".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество, Администрация и Управление надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 298 798 кв.м с кадастровым номером 35:24:0101001:0340, расположенный примерно в 200 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - жилой дом адрес ориентира: Вологодская область, город Вологда, улица Слободская, 39, что подтверждается свидетельством серии 35-СК N 431345 (далее - Земельный участок).
Общество обратилось в Департамент с заявлением от 05.09.2008 о предоставлении Земельного участка в собственность за плату.
Рассмотрев заявление Общества, Департамент отказал в предоставлении в собственность Земельного участка со ссылкой на заключение Департамента градостроительства и землепользования Администрации, согласно которому Земельный участок находится в границах планируемых территорий общего пользования (проектируемая транспортная развязка), разработанных в соответствии с транспортной схемой генерального плана города, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 13.07.200 N 171 (Распоряжение Департамента от 05.06.2009 N 229-р).
24.06.2009 Общество направило в адрес Департамента для подписания проект договора купли-продажи спорного Земельного участка.
Департамент в письме от 28.07.2009 N 01-01-17/5192, указав на отсутствие правовых оснований, отказался от заключения договора купли-продажи Земельного участка.
Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что Департамент обязан заключить договор купли-продажи земельного участка в силу прямого указания закона.
Арбитражный суд первой инстанции удовлетворил иск, сделав следующие выводы. Спорный земельный участок не принадлежит к землям общего пользования и не входит в территорию планируемого строительства транспортной развязки города Вологды, а относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена. При этом суд исходил из того, что красные линии, обозначенные на выкопировке, при отсутствии утвержденного проекта планировки территории, на котором расположен спорный Земельный участок, и надлежащего межевания территории не свидетельствуют о соблюдении Администрацией порядка установления границ красных линий, предусмотренного статьями 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд отметил, что генеральный план не устанавливает правовой режим земель общего пользования без соответствующих градостроительному законодательству регламентов и правовых актов, которые в материалы настоящего дела не представлены. Департамент в силу абзацев 2, 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.01.2001 N 137-ФЗ и Закона Вологодской области от 20.11.2006 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования "Город Вологда" обладает полномочиями по распоряжению земельными участками государственная собственность, на которые не разграничена. У департамента отсутствовали законные основания для отказа от заключения с Обществом договора купли-продажи спорного Земельного участка. С учетом положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 2 статьи 1 Закона Вологодской области от 30.04.2002 N 778-ОЗ (в редакции от 29.09.2008 года) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выкупная цена Земельного участка соответствует десятикратному размеру земельного налога, рассчитываемого с учетом полной кадастровой стоимости земельного участка на начало текущего календарного года. Проверив представленный Обществом расчет выкупной стоимости Земельного участка на предмет соответствия земельному и налоговому законодательству, суд счел обоснованной цену в размере 515 516 руб. 19 коп.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 статьи 36 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Цена таких земельных участков не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка, эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Законом Вологодской области от 30.04.2002 N 778-ОЗ "О цене земельных участков" на территории Вологодской области установлена цена земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения.
Поскольку на выкупаемом земельном участке отсутствуют принадлежащие Обществу на праве собственности объекты недвижимости, следовательно, в данном случае не подлежит применению цена, установленная Законом Вологодской области от 30.04.2002 N 778-ОЗ "О цене земельных участков" для собственников зданий, строений, сооружений.
Учитывая изложенное, соглашаясь с выводами суда относительно наличия у Общества права на выкуп земельного участка, кассационная инстанция считает необходимым направить дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду надлежит установить цену земли с учетом положений пункта 1.2 статьи 36 и части 3 статьи 66 Земельного кодекса и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.06.2010 по делу N А13-9264/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
|
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.