Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 октября 2010 г. N Ф07-10625/2010 по делу N А44-1759/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от муниципального образования Солецкое городское поселение Новгородской области Машановой Г.Н. (доверенность от 19.10.2010), от муниципального образования Солецкий муниципальный район Новгородской области Сычева Ю.П. (постановление территориальной избирательной комиссии от 19.10.2010), Кривенко Е.А. (доверенность от 19.10.2010),
рассмотрев 21.10.2010 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург" Федерального дорожного агентства и Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Носач Е.В.) по делу N А44-1759/2009,
установил:
муниципальное образование Солецкое городское поселение (далее - Солецкое городское поселение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском (с учетом его уточнений) к Федеральному государственному учреждению "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург" Федерального дорожного агентства" (далее - Учреждение), Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Агентство) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Тверской области (далее - ТУ ФАУФИ в Тверской области) об обязании принять в федеральную собственность участок автомобильной дороги А116.1р 56 (Новгород - Псков (через Сольцы, Порхов) протяженностью 5 км., проходящий по ул. Новгородская, Советскому проспекту, ул. Комсомола города Сольцы (с км. 75 + 400 м. КПП воинской части по 80 км. + 400 м. поворот грузового движения) (далее - автомобильная дорога).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование Солецкий муниципальный район (далее - Муниципальный район) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Новгородской области (далее - ТУ ФАУФИ в Новгородской области).
Определением суда от 09.11.2009 Учреждение исключено из состава ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением от 25.12.2009 на Агентство возложена обязанность принять в федеральную собственность автомобильную дорогу, а также взыскана в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 2 000 руб. В иске к ТУ ФАУФИ в Тверской области отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.06.2010 решение от 25.12.2009 отменено в части взыскания с Агентства в доход федерального бюджета госпошлины в сумме 2 000 руб. В остальной части решение от 25.12.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 25.12.2009 и постановление от 23.06.2010 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы, ссылаясь на имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что спорная автомобильная дорога не является ни областным, ни федеральным имуществом, а находится в распоряжении органов местного самоуправления города Сольцы и числится на балансе коммунальных предприятий города.
В кассационной жалобе Агентство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 25.12.2009 и постановление от 23.06.2010 отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы ссылается на неправильное применение судами к спорным правоотношениям положений части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5.2 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 и пункта 1 Положения об Агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374. Агентство считает, что не наделено полномочиями по приобретению в установленном порядке имущества в федеральную собственность в связи с этим Агентство полагает необоснованным отказ суда в удовлетворении иска к ТУ ФАУФИ в Тверской области.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Солецкого городского поселения и Муниципального района просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Солецкого городского Совета народных депутатов от 18.10.1979 N 76 "О передаче участка дороги" (далее - Решение от 18.10.1979) утвержден акт от 21.09.1979 о передаче участка дороги Шимск - Сольцы - Порхов - Остров, принадлежащего ДРСУ-5 г. Старая Русса управления Ордена Ленина дороги Москва-Ленинград, проходящего в черте г. Сольцы, комбинату коммунальных предприятий и благоустройства.
Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога А-116.1р 56 Новгород-Псков (через Сольцы - Порхов) включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.
Дума Солецкого муниципального района решением от 24.07.2006 N 126 признала утратившим силу Решение от 18.10.1979 N 76 "О передаче участка дороги".
Постановлением Администрации Солецкого района Новгородской области от 09.112004 N 978 утверждены материалы межевания земельных участков полосы отвода автомобильной дороги Новгород - Псков в территориальных границах Солецкого района Новгородской области, земельные участки общей площадью 1 319 940 кв.м предоставлены Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новгородской области в ответе на запрос суда сообщило о том, что отрезок автомобильной дороги (земельный участок) Новгород - Псков от КПП воинской части до д. N 45 по ул. Новгородской г. Сольцы входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 53:16:000000:7.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.08.2009 N 08/042/2009-161, представленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Новгородской области, правообладателем земельного участка (единое землепользование) с кадастровым номером 53:16:000000:0007 по адресу: Новгородская область, Солецкий район, на котором расположен спорный земельный участок автомобильной дороги, является Учреждение.
Из письма Управления Роснедвижимости по Новгородской области от 06.08.2009 N 201 следует, что земельный участок под автомобильной дорогой, проходящей в г. Сольцы по Советскому проспекту, улицам Комсомола, Новгородской (от дома N 45) входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 53:16:000000:7 и отдельно на кадастровом учете не состоит.
Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области в справке от 13.08.2009 года N 6728-КГИ-и сообщил, что спорный участок автомобильной дороги не числится в реестре областного имущества.
Солецкое городское поселение, ссылаясь на аварийное состояние спорной автомобильной дороги, собственником которой муниципальное образование не является, обратилось в арбитражный суд с иском к Агентству и ТУ ФАУФИ в Тверской области об обязании принять указанный участок дороги в федеральную собственность.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный участок автомобильный дороги входит в состав неделимой федеральной дороги, в связи с чем должен быть принят в федеральную собственность. Суд первой инстанции указал на то, что федеральные автомобильные дороги общего пользования закрепляются за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства на праве оперативного управления, а изъятие таких дорог из оперативного управления осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или по поручению Агентства его территориальными органами на основании предложений Федерального дорожного агентства. С учетом изложенного, суд сделал вывод о том, что Агентство является уполномоченным органом по приему спорной автомобильной дороги в федеральную собственность.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемый судебный акт надлежит оставить без изменения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью (передаются в федеральную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации). К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что Единый государственный реестр автомобильных дорог представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения, а его ведение осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, на основании данных учета автомобильных дорог.
Согласно подпункту 5.4.7 пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 Федеральное дорожное агентство осуществляет учет автомобильных дорог в целях формирования и ведения единого государственного реестра автомобильных дорог.
Установив, что спорная дорога относятся к федеральной собственности в силу прямого указания в Приложении к Постановлению Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62, а обязанность по принятию такого объекта в муниципальную собственность у муниципального образования отсутствует, суды правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судами всесторонне, полно и объективно исследованы материалы дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы судов относительно обстоятельств дела соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы Учреждения относительно ошибочности выводов суда о принадлежности спорной автомобильной дороги к федеральной собственности, по сути, направлены на переоценку доказательств, что не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Доводы Агентства об отсутствии у него полномочий по принятию в федеральную собственность спорного участка дороги кассационная инстанция считает необоснованными. Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что спорный участок дороги фактически является федеральной собственностью. Таким образом, отсутствует необходимость в его передаче из одного уровня собственности в другой. При таких обстоятельствах необходимо лишь надлежащим образом оформить принадлежность спорного участка дороги к федеральной собственности. Полномочия Агентства, определенные в его Положении, позволяют осуществить действия, необходимые для надлежащего оформления прав Российской Федерации, на спорный участок дороги. С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил предъявленные к Агентству требования.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А44-1759/2009 оставить без изменения, а кассационные жалобы Федерального государственного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Санкт-Петербург" и Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.