Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 октября 2010 г. N Ф07-9907/2010 по делу N А56-93627/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2010 г. N Ф07-9907/2010 по делу N А56-93627/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Колесниковой С.Г.,
при участии от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Даниловой Л.А. (доверенность от 13.01.2010 N 02-53/10-0-0),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфа Эстейт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2010 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 (судьи Борисова Г.В., Фокина Е.А., Шульга Л.А.) по делу N А56-93627/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа Эстейт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) от 10.12.2009 N 001-2009/П-535-735 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 и части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб. в пределах санкции более строгого административного наказания.
Решением от 16.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.06.2010, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными. Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником расположенного по адресу: Санкт-Петербург, город Ломоносов, Пароходная улица, дом 12, литера В, земельного участка площадью 23 961 кв.м., из которых 22 456 кв.м. является водоохранной зоной водного объекта. В результате вертолетного облета земельного участка Комитетом выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления (бытовые и строительные отходы, грунт) площадью около 20 000 кв.м., высотой отвалов 1-3 м.
По данному факту вынесено определение от 10.11.2009 о возбуждении дела об административном нарушении и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол от 01.12.2009 N 001-2009/Па-535, а постановлением Комитета от 10.12.2009 N 001-2009/П-535-735 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 и части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб. в пределах санкции более строгого административного наказания.
Полагая постановление Комитета от 10.12.2009 N 001-2009/П-535-735 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 40 тысяч рублей (для юридических лиц).
Согласно статье 65 Водного Кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными настоящей нормой ограничениями запрещается размещение отвалов размываемых грунтов.
Материалами дела подтверждается факт нахождения несанкционированной свалки отходов производства и потребления на территории водоохранной зоны, в связи с чем вывод суда о совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ является верным.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. То есть объективной стороной данного правонарушения являются действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, а объектом правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных на нее воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 30.12.2008) обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Сбор отходов - это прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, исходя из смысла Федерального закона "Об отходах производства и потребления" субъектом административного правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ может быть только лицо, занимающееся обращением с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Данных, свидетельствующих об осуществлении Обществом такой деятельности, в материалы дела не представлено, тем самым не доказано совершение Обществом правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным отменить оспариваемые судебные акты в части признания обоснованным привлечения Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, равно как и взыскания штрафа в размере 70 000 руб. (минимальный размер штрафа за совершение юридическим лицом правонарушения по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ составляет тридцать тысяч рублей).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по делу N А56-93627/2009 в части отказа обществу с ограниченной ответственностью "Альфа Эстейт" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 10.12.2009 N 001-2009/П-535-735 в части привлечения заявителя к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и назначения ему наказания в виде штрафа в сумме 70 000 руб. отменить.
Признать постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 10.12.2009 N 001-2009/П-535-735 в этой части незаконным и отменить. В остальной части решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2010 по тому же делу оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.