Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2010 г. N Ф07-10234/2010 по делу N А26-11823/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Соснина О.Г.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия Шувалова А.Ю. (доверенность от 27.01.2009),
рассмотрев 28.10.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2010 (судья Подкопаева А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 (судьи Масенкова И.В., Аносова Н.В., Марченко Л.Н.) по делу N А26-11823/2009,
установил:
Товарищество собственников жилья "Теремок Плюс" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее - Управление) по исключению Товарищества из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) и обязании Управления восстановить запись о Товариществе в Реестре.
Решением от 09.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.07.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на то, что им соблюдены требования статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации); суд неправомерно восстановил Товариществу срок для оспаривания действий регистрирующего органа.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы в полном объеме.
Товарищество о времени и месте слушания дела извещено, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.07.2007 Управление внесло в Реестр запись о прекращении деятельности Товарищества. Согласно письму Управления от 04.09.2009 N 10-30/08883 решение об исключении Товарищества из Реестра принято 23.03.2007 и опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 28.03.2007 N 12(114). При этом каких-либо заявлений заинтересованных лиц против исключения заявителя из реестра не поступило.
Из пункта 2 устава Товарищества следует, что оно создано с целью эксплуатации, организации обслуживания, содержания, текущего и капитального ремонтов, реконструкции, строительства и жизнеобеспечения жилого восьмиквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Коммунальная, д. 7а.
В 2006-2007 годах Товарищество осуществляло хозяйственную деятельность, что подтверждается договорами от 25.11.1998 на оказание услуг по организации эксплуатации жилого фонда, от 01.01.2007 N 42/11 на техническое обслуживание инженерных сетей, производство аварийных работ и ликвидацию аварий и неисправностей внутридомового инженерного оборудования, от октября 2006 года N 6/9 подряда на производство строительно-ремонтных работ, заключенными с обществом с ограниченной ответственностью "Титул-Ник" (далее - ООО "Титул-Ник"), от 01.12.2006 N 81-ОД на оказание услуг по ведению базы данных регистрационного учета граждан по месту жительства и месту пребывания с муниципальным казенным предприятием "Петрозаводская паспортная служба", от 01.12.2007 N 4377, об оказании услуг по вывозу твердых отходов с муниципальным унитарным предприятием "Автоспецтранс" и агентским договором от 10.01.2007 с ООО "Титул-Ник".
Полагая, что Управление неправомерно исключило заявителя из Реестра, Товарищество обратилось в суд с заявлением по настоящему делу.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Поскольку Товарищество представило доказательства того, что оно фактически являлось действующим юридическим лицом, осуществляло хозяйственную деятельность, суды обоснованно признали действия Управления по исключению заявителя из Реестра неправомерными. Отсутствие операций по банковским счетам Товарищества обусловлено тем, что у заявителя таких счетов не имелось. Исключение из Реестра не может рассматриваться как санкция за нарушение организацией обязанностей по представлению документов бухгалтерской или налоговой отчетности. Ответственность за такие правонарушения предусмотрена статьями 119 и 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании незаконными действий органа государственной власти может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку Товариществу была представлена недостоверная выписка из Реестра от 19.05.2008, согласно которой заявитель имел статус действующей организации, он не знал и не мог знать о нарушении его прав и законных интересов. Следовательно, суд правомерно восстановил срок на обращение в суд с заявлением по настоящему делу.
Таким образом, обжалуемые решение и постановление являются законными и обоснованными, и их следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 по делу N А26-11823/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.