Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2010 г. N Ф07-10339/2010 по делу N А05-19734/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Кужаровой Н.И. и Шпачевой Т.В.,
при участии от муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 14" Неуступова К.М. (доверенность от 10.09.2010),
рассмотрев 26.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 14" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.05.2010 (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-19734/2009,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 14" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Управлению Федерального казначейства по Архангельской области о взыскании 771 102 руб. 81 коп. убытков, связанных с увеличением размера средней заработной платы медицинским работникам, выполнявшим в 2006-2008 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Определением суда от 22.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд).
Определением от 12.04.2010 Управление Федерального казначейства по Архангельской области исключено из числа ответчиков по делу.
До вынесения судом решения истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Минфина РФ убытки в размере 685 330 руб. 55 коп.
Решением суда от 17.05.2010 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Учреждения взыскано 543 051 руб. 15 коп. убытков, в остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение суда от 17.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2010 в части отказа в удовлетворении иска и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно указали на отсутствие оснований для взыскания в качестве убытка начислений по единому социальному налогу в размере 142 279 руб. 40 коп.
В отзывах Фонд и Минфин РФ возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Остальные участники арбитражного процесса о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Фондом и Учреждением 16.01.2006, 25.01.2007 и 29.12.2007 были заключены договоры на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006, с 01.01.2007 по 31.12.2007 и с 01.01.2008 по 31.12.2008 соответственно.
Дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения муниципальных образований в соответствии с Программами государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006, 2007 и 2008 годы, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2007 N 286 (далее - Программы), предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Статьей 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Закон N 171-ФЗ), статьей 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (далее - Закон N 198-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программами является расходным обязательством Российской Федерации на 2006, 2007 и 2008 годы.
Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, частью 3 статьи 10 Закона N 243-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, части 4 статьи 10 Закона N 243-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 статьи 9 Закона N 171-ФЗ и части 1 статьи 10 Закона N 243-ФЗ. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 руб. в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 руб. в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В силу части 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ, части 7 статьи 10 Закона N 243-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Из материалов дела следует, что Фонд в спорный период в полном объеме перечислил Учреждению субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного лечебного учреждения.
Вместе с тем медицинским работникам Учреждения, выполнявшим в 2006-2008 годах государственное задание по дополнительной медицинской помощи, средний заработок за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности исчислялся Учреждением без учета выплаченных за счет субвенций денежных средств. Полагая, что при исчислении среднего заработка работодателем должна учитываться и надбавка стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания, медицинские работники, состоящие в трудовых отношениях с Учреждением, обратились с исками в суд.
Мировым судьей судебного участка Исакогорского округа города Архангельска Масловой С.А. вынесены решения о взыскании задолженности с Учреждения, исходя из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, а также из наличия у них права на увеличение средней заработной платы, применяемой при оплате времени нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности. Всего с Учреждения было взыскано 605 689 руб. 89 коп.
Полагая, что сумма, взысканная решениями мирового судьи, является для Учреждения убытками, последнее обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Правилами предоставления в 2006 и 2007 годах субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 и от 28.12.2006 N 825 (далее - Правила).
Согласно положениям приведенных Правил финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в этих Правилах, гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Фондом, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, то у истца возникли реальные убытки, связанные с выплатами своим работникам задолженности в размере, определенном мировым судьей (605 689 руб. 89 коп., уменьшенные на 62 638 руб. 74 коп., составляющих сумму средств, выплаченных работникам на основании приказа Фонда от 29.12.2007 N 326).
Как видно из обстоятельств дела, в рассматриваемый период не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинских учреждений, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Возникшие убытки Учреждения явились следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006-2008 годах государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Требование о возмещении убытков, причиненных государственным органом, является гражданско-правовым.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из того, что расходы Учреждения, связанные с произведенными выплатами работникам, составляют его убытки, которые в связи с неисполнением государством обязанности по их компенсации подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
При проверке размера убытков суды предшествующих инстанций правильно применили положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно указав на то, что истец в соответствии с названной нормой права не доказал начисления и уплаты Учреждением суммы ЕСН в размере 142 279 руб. 40 коп.
Решение суда от 17.05.2010 и постановление апелляционной инстанции от 05.07.2010 основано на полном исследовании обстоятельств дела и правильном применении норм материального права. Оснований для их изменения или отмены суд кассационной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2010 по делу N А05-19734/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 14" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Н.И. Кужарова |
|
Т.В. Шпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.