Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2010 г. N Ф07-1298/2010 по делу N А44-3192/2009
См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2009 г. N 14АП-4575/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Корпусовой О.А.,
при участии от открытого акционерного общества Новгородский Универсальный коммерческий банк "Новобанк" Пагирской С.Р. (доверенность от 13.01.2009 N 27), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Ларионовой Т.В. (доверенность от 01.03.2010 N 2.4-01/4161),
рассмотрев 26.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.05.2010 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А44-3192/2009,
установил:
Открытое акционерное общество Новгородский Универсальный коммерческий банк "Новобанк" (далее - УКБ "Новобанк", Банк) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 24.04.2009 N 2.11-16/27, согласно которому Банку доначислено 382 370 руб. налога на прибыль и 3 512 380 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начислены соответствующие суммы пеней и налоговых санкций.
Решением суда первой инстанции от 08.09.2009, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.11.2009, заявление УКБ "Новобанк" удовлетворено частично. Решение Инспекции от 24.04.2009 N 2.11-16/27 признано недействительным в части доначисления Банку налога на прибыль по эпизоду уменьшения доходов на 58 800 руб. расходов, доначисления 3 512 380 руб. НДС, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требований Банку отказано.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 09.03.2010 отменил судебные акты в части отказа в признании недействительным решения Инспекции от 24.04.2009 N 2.11-16/27 по эпизоду доначисления 370 610 руб. налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, за 2005 год, начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций и передал дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 12.05.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.07.2010, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает на несоответствие выводов судов о правомерном применении Банком льготы по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 2.19 статьи 2 Областного закона Новгородской области от 22.11.2002 N 88-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области" (далее - Закон N 88-ОЗ) фактическим обстоятельствам дела, связанным с использованием земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду подпункт 2.19 пункта 2 статьи 1 названного Закона
В отзыве УКБ "Новобанк" ссылается на правомерность применения им льготы и отсутствия основания для утверждения налогового органа о направленности действий Банка на улучшение своего имущества.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель УКБ "Новобанк" просил жалобу отклонить, считая правильными выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Банком законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль и НДС за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
В ходе проверки налоговым органом выявлен ряд нарушений, о чем составлен акт от 13.03.2009 N 2.11-16/27.
Проверкой установлено, что в 2005 году УКБ "Новобанк" пользовался льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 2.1.9 статьи 2 Закона N 88-ОЗ, как организация, направляющая денежные средства на благотворительные цели некоммерческим организациям, учреждениям здравоохранения, образования, социального обеспечения, спорта, культуры и искусства.
В результате проверки Инспекция сделала вывод о том, что в 2005 году Банк неправомерно учел в качестве затрат на благотворительные цели 400 000 руб., перечисленных некоммерческой организации "Фонд "Великий Новгород" (далее - Фонд) по платёжному поручению от 14.06.2005 N 1306, и необоснованно применил в отношении этой суммы льготу по налогу на прибыль, предусмотренную пунктом 2.1.9 статьи 2 Закона N 88-ОЗ, что повлекло неуплату Банком 370 610 руб. налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет, за 2005 год.
Инспекция считает, что перечисление Банком спорной суммы Фонду не является благотворительной деятельностью, поскольку эта сумма перечислена по просьбе администрации Великого Новгорода, а не Фонда. Кроме того, оказанная Фонду помощь не является бескорыстной, поскольку в письме от 08.06.2005 N 03-2/839 УКБ "Новобанк" сообщил мэру Великого Новгорода о своей готовности оказать благотворительную помощь Фонду в размере 400 000 руб. за счет налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, и при этом просил провести работы по восстановлению асфальтового покрытия и бордюрного камня рядом с отделениями Банка на улице Попова и на Большой Санкт-Петербургской улице.
На основании материалов проверки Инспекция приняла решение от 24.04.2009 N 2.11-16/27, согласно которому Банку доначислены налоги, в том числе 370 610 руб. налога на прибыль за 2005 год, начислены соответствующие пени и налоговые санкции.
УКБ "Новобанк" оспорило решение Инспекции в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Банку в признании недействительным решения Инспекции в части доначисления 370 610 руб. налога на прибыль за 2005 год, начисления соответствующих пеней и налоговых санкций, сделав вывод о том, что Банк не подтвердил факт оказания благотворительной помощи Фонду, а следовательно, и обоснованность применения льготы по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 2.1.9 статьи 2 Закона N 88-ОЗ.
Кассационная инстанция считает, что судебные акты по обжалуемому эпизоду подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Статьей 284 НК РФ определены ставки налога на прибыль.
При этом пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2.19 статьи 2 Закона N 88-ОЗ установлено, что ставка налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет, снижается на 4 процента организациям, направляющим денежные средства на благотворительные цели, некоммерческим организациям, учреждениям здравоохранения, образования, социального обеспечения, спорта, культуры и искусства, но не более фактически произведенных затрат на благотворительные цели.
В налоговом законодательстве не дано определение понятия "благотворительные цели", поэтому подлежит применению статья 11 НК РФ, согласно которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам и юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Статьей 2 Закона N 135-ФЗ определено, что благотворительная деятельность осуществляется в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
При этом согласно статье 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из содержания вышеназванных норм права следует, что благотворительная деятельность может считаться таковой в том случае, если она является бескорыстной и носит как адресный, так и целевой характер, то есть осуществляется в целях, предусмотренных Законом N 135-ФЗ.
Материалами дела подтверждается, что Фонд является некоммерческой организацией и согласно его уставу занимается благотворительной деятельностью. Факт перечисления Банком спорной суммы Фонду подтверждается материалами дела и не оспаривается Инспекцией.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Инспекция не представила доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика; характер осуществляемой УКБ "Новобанк" деятельности и имеющиеся у налогового органа данные не подтверждают вывод о получении Банком каких-либо выгод и преимуществ от получателей средств или об оказании этими лицами услуг непосредственно ему.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные УКБ "Новобанк" доказательства в совокупности, признали, что налогоплательщик выполнил условия для уменьшения базы, облагаемой налогом на прибыль, на сумму расходов, связанных с оказанием благотворительной помощи некоммерческим организациям, и у налогового органа не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения.
Суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для переоценки такого вывода судов и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2010 по делу N А44-3192/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
О.А. Корпусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.