Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 ноября 2010 г. N Ф07-11608/2010 по делу N А56-3463/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Казанцевой Р.В. и Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Беляева А.Н. (доверенность от 28.12.2009), от открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" Лаврика М.А. (доверенность от 27.09.2010),
рассмотрев 27.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2010 (судья Ятманов А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Попова Н.М., Кашина Т.А. и Шестакова М.А.) по делу N А56-3463/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Порт) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 16 627 руб. пеней за просрочку доставки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭЦ367736.
Решением суда первой инстанции от 07.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе Порт просит отменить названные судебные акты и принять новый - об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что отсутствуют обстоятельства, позволяющие перевозчику увеличить срок доставки груза; в накладной отсутствуют отметки о получении груза водным судном, а сам Порт не является водным видом транспорта; накладная оформлена согласно правилам заполнения документов на перевозку грузов в непрямом смешанном сообщении; при этом накладные не содержат сведений о составлении акта общей формы, а дорожные ведомости составлены перевозчиком в одностороннем порядке.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Порта поддержал доводы, приведенные в жалобе. Представитель ОАО "РЖД" обратился с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по железнодорожной накладной от 06.12.2008 N ЭЦ367736 ОАО "РЖД" (перевозчик) приняло к перевозке груз в контейнере в адрес Порта.
В графе "грузополучатель" сделана отметка "вывоз водным транспортом в Нидерланды".
Груз 14.01.2009 прибыл на станцию назначения Новый порт.
Порт 03.02.2009 направил в адрес перевозчика претензию N ПР-50/К с предложением уплатить пени за просрочку в доставке груза в сумме 16 627 руб.
Извещением перевозчика от 11.03.2009 в удовлетворении претензии было отказано, а к данному документу приложены акты общей формы N 1034 и 608 как основание увеличения спорного срока доставки груза.
Ссылаясь на то, что вышеуказанная претензия перевозчиком необоснованно оставлена без удовлетворения, Порт обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске со ссылкой на статью 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
При этом суды исходили из того, что просрочка в доставке груза отсутствует.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно статье 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24-х часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации", при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
Кассационная инстанция принимает довод жалобы о том, что обстоятельства, позволяющие увеличить срок доставки груза, у перевозчика отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 27 нормативные сроки доставки грузов исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Согласно пункту 5.4. Правил N 27 при передаче груза на водный транспорт срок доставки увеличивается на одни сутки.
Вместе с тем из дела следует, что спорный груз перевозился только в железнодорожном сообщении и отметка о получении груза водным транспортом в накладной отсутствует.
Накладная составлена на перевозку грузов только одним видом транспорта - железнодорожным.
Перевозчик 17.12.2008 на станции Санкт-Петербург - Балтийский составил акт общей формы, согласно которому поезд N 3628 временно отставлен от движения ввиду занятости фронтов выгрузки грузополучателя (Порта). ОАО "РЖД" 14.01.2008 составило акт общей формы об отправке уже другого поезда (N 3541).
Указанные акты составлены с нарушением правил, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), при составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра: первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу; второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.
О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
Представленная в дело транспортная железнодорожная накладная не содержит отметки перевозчика о составлении актов общей формы согласно Правилам N 45.
ОАО "РЖД" не представило доказательств направления в адрес Порта извещений о задержке спорных вагонов в связи с занятостью фронтов выгрузки грузополучателя.
В соответствии со статьей 97 УЖТ РФ перевозчик считается доставившим груз своевременно, если докажет, что просрочка доставки произошла вследствие обстоятельств, предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава.
Следовательно, акты общей формы сами по себе не являются доказательством правомерности увеличения срока доставки груза, поскольку перевозчиком нарушен порядок их составления.
Пунктом 5.8 Правил N 27 предусмотрено, что при перевозке груза свыше 1000 км срок доставки увеличивается на трое суток. При расчете исковых требований истец принял во внимание указанное положение.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не может согласиться с выводом судов двух первых инстанций о доказанности перевозчиком оснований для освобождения от уплаты пеней за просрочку доставки груза.
Поскольку ОАО "РЖД" не доказало обстоятельств, позволяющих ему увеличить срок доставки груза, исковые требования Порта подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А56-3463/2010 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" 16 627 руб. пеней.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" 4 665 руб. 08 коп. госпошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.