Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2010 г. N Ф07-10725/2010 по делу N А56-86281/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от некоммерческой организации "Негосударственный пенсионный фонд "Лукойл-Гарант" Мавлютовой И.Б. (доверенность от 25.11.2009 N 248), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 Лебедевой И.А. (доверенность от 02.08.2010 N 04/16022), Гусевой Е.А. (доверенность от 12.02.2010 N 04/03660),
рассмотрев 28.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2010(судья Мирошниченко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-86281/2009,
установил:
Некоммерческая организация "Негосударственный пенсионный фонд "Лукойл-Гарант" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 (далее - Инспекция) от 14.08.2009 N 18-21/20 в части доначисления 40 141 369 руб. налога на прибыль и начисления 2 434 082 руб. 86 коп. пеней.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2010, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.06.2010, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неправильную оценку доказательств, просит отменить решение от 18.03.2010 и постановление от 23.06.2010 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как полагает податель жалобы, суды не дали надлежащей правовой оценки доводам налогового органа о том, что в нарушение требований законодательства о негосударственных пенсионных фондах и налогового законодательства для целей налогообложения Фонд учитывал финансовый результат (убыток) от сделок купли-продажи акций ОАО "Лукойл", фактически совершая сделки по безвозмездной передаче этих ценных бумаг в пользу учредителя Фонда и аффилированных лиц ООО "Управляющая компания "КапиталЪ" (далее - Управляющая компания) при полной согласованности действий участников спорных сделок.
В отзыве Фонд просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная проверка соблюдения Фондом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 10.07.2009 N 18-07/22 и принято решение от 14.08.2009 N 18-21/20 о привлечении Фонда к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением, в частности, налогоплательщику доначислено 40 141 369 руб. налога на прибыль за 2006 год, начислено 2 434 082 руб. 86 коп. пеней.
В ходе проверки Инспекция сделала вывод о том, что Фонд, используя средства пенсионных резервов, по сути осуществлял безвозмездную передачу ценных бумаг (акций ОАО "Лукойл") в пользу своего учредителя и аффилированных лиц Управляющей компании, зарегистрированных в оффшорной зоне. По итогам налоговой проверки Инспекция скорректировала как доходы Фонда, полученные им от размещения средств пенсионных резервов по сделкам купли-продажи акций ОАО "Лукойл", зарегистрированным 29.09.2006, 26.12.2006 и 27.12.2006, так и расходы, связанные с приобретением указанных ценных бумаг, что привело к занижению Фондом налогооблагаемой прибыли за 2006 год на сумму убытка, полученного в результате указанных операций.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, Фонд оспорил решение Инспекции от 14.08.2009 N 18-21/20 (в части) в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях главы 25 Кодекса для российских организаций признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с этой главой.
Из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Статьей 280 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
Как видно из материалов дела, во исполнение договора доверительного управления имуществом от 30.11.1999 N 3, заключенного с Фондом, Управляющая компания в течение 2006 года осуществляла управление средствами пенсионных резервов, в том числе путем проведения операций по приобретению и реализации акций ОАО "Лукойл" на внебиржевом рынке.
По сделкам, зарегистрированным 26.12.2006 и 27.12.2006, акции приобретались Управляющей компанией у иностранных юридических лиц Rienco Investmens Limited, Reserve Invest Holding (Cyprus) Limited, Reserve Invest (Cyprus) Limited и впоследствии реализовывались ООО "Инвестиционный капитал". В свою очередь, ООО "Инвестиционный капитал" реализовало приобретенный у Управляющей компании пакет акций ОАО "Лукойл" тем же иностранным организациям (Rienco Investmens Limited, Reserve Invest Holding (Cyprus) Limited, Reserve Invest (Cyprus) Limited и Reserve Invest Holding (Cyprus) Limited). По сделкам, зарегистрированным 29.09.2006, Управляющая компания приобрела у иностранной организации Rienco Investmens Limited акции ОАО "Лукойл" и впоследствии реализовала их фирме Reserve Invest Holding (Cyprus) Limited, которая, в свою очередь, перепродала акции первоначальному собственнику - Rienco Investmens Limited.
В результате указанных операций с ценными бумагами у Фонда образовался убыток, который был учтен для целей налогообложения.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что при определении налоговой базы по спорным операциям с ценными бумагами ОАО "Лукойл" Фондом были соблюдены требования статьи 280 НК РФ: цены приобретения и реализации этих акций не выходили за пределы минимальной и максимальной цены с указанными акциями, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.
Суды отклонили как документально не подтвержденные доводы налогового органа о том, что посредством совершения спорных сделок, при согласованности действий всех участников, Фонд фактически сокрыл безвозмездную передачу акций ОАО "Лукойл" своему учредителю, а также аффилированным лицам Управляющей компании, зарегистрированным в оффшорной зоне.
В соответствии со статьей 572 Гражданского кодекса Российской Федерации при безвозмездной передаче имущества у стороны, получившей такое имущество, не возникает обязательства по его оплате либо иного встречного обязательства.
Как установлено судами, факт возмездного приобретения Управляющей компанией ценных бумаг, а также их последующей реализации подтверждается договорами купли-продажи, о реальном исполнении которых свидетельствуют платежные документы.
Согласно пунктам 5 и 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" в случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями). Такие обстоятельства, как взаимозависимость участников сделок, неритмичный характер хозяйственных операций, разовый характер операции, осуществление расчетов с использованием одного банка, использование посредников при осуществлении хозяйственных операций, сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
Из материалов дела видно, что в течение 2006 года Управляющей компанией в рамках управления пенсионными резервами Фонда было совершено 3718 сделок с акциями ОАО "Лукойл"; уровень дохода от доверительного управления превысил минимум (7%), определенный дополнительным соглашением от 23.01.2003 к договору от 30.11.1999 N 3; ООО "Инвестиционный капитал" и иностранные компании Rienco Investmens Limited, Reserve Invest Holding (Cyprus) Limited, Reserve Invest (Cyprus) Limited являлись постоянными партнерами Управляющей компании на финансовом рынке, с которыми в 2006 году заключались и иные сделки, не вызвавшие претензий со стороны налогового органа.
Следовательно, спорные сделки не отвечают критериям разовых, нестандартных или неритмичных, либо исполненных с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, то есть не обладают признаками направленности их на получение сторонами необоснованной налоговой выгоды.
Как правильно указали суды, сама по себе аффилированность участников сделок (Фонда и Rienco Investmens Limited, Управляющей компании и Rienco Investmens Limited, Reserve Invest Holding (Cyprus) Limited, Reserve Invest (Cyprus) Limited), на которую ссылается Инспекция, также не свидетельствует об их противоправных действиях. Законодательством не запрещено заключение сделок между взаимозависимыми лицами. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 2 статьи 40 НК РФ может служить основанием для проверки налоговым органом цен по заключенным между взаимозависимыми лицами сделкам и доначисления налога в случаях, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Обстоятельства, на которые налоговый орган ссылается в обоснование согласованности действий участников сделок (движение денежных средств и ценных бумаг по замкнутому кругу; возвращение к первоначальному собственнику в результате спорных сделок большего количества акций ОАО "Лукойл", чем им было отчуждено), на самом деле лишь отражают специфику фондового рынка, на котором его участники постоянно совершают сделки, обусловленные колебаниями котировок ценных бумаг, а также проводят взаимные расчеты. Вывод Инспекции о перечислении денежных средств участниками спорных сделок в одинаковых размерах признан судами не соответствующим материалам дела.
То обстоятельство, что переход права собственности на ценные бумаги по спорным сделкам был зарегистрирован депозитарием в течение одной минуты 29.09.2006, 26.12.2006 и 27.12.2006, тоже, по мнению судов, не свидетельствует о согласованных противоправных действиях налогоплательщика. Условиями депозитарного договора, заключенного между Фондом, Управляющей компанией и ООО "Специализированная депозитарная компания "Гарант", не предусмотрено возможности Фонда и Управляющей компании каким-либо образом оказывать влияние на последовательность и время проведения депозитарием операций по счету ДЕПО.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы сторон, суды установили, что учтенный Фондом для целей налогообложения убыток, полученный в результате спорных сделок, отражает реальные результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Управление пенсионными резервами Фонда является для Управляющей компании предпринимательской деятельностью, которая осуществляется самостоятельно на свой риск. Обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться налоговым органом с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.
Учитывая, что Инспекция не доказала нарушения Фондом требований законодательства о налогах и сборах при определении налоговых обязательств по спорным сделкам, в том числе совершения Фондом операций, не обусловленных разумными экономическими причинами или целями делового характера, равно как и отражения в учете операций не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суды правомерно признали незаконным доначисление Фонду 40 144 369 руб. налога на прибыль и соответствующих сумм пеней.
Кассационная коллегия считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи. Приведенные в кассационной жалобе доводы налогового органа получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций. Переоценка фактических обстоятельств, установленных судами, не допускается на стадии кассационного судопроизводства.
Поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2010 по делу N А56-86281/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 9 - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.