Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 ноября 2010 г. N Ф07-10769/2010 по делу N А56-93934/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Бухарцева С.Н., Любченко И.С.,
при участии от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Шустовой Д.Н. (доверенность от 29.12.2009 N 33233-42), от региональной общественной организации "Петербургское общество защиты русской культуры" Чернышева К.В. (доверенность от 27.01.2010), от Международного благотворительного фонда "Константиновский" Федоровой И.Л. (доверенность от 15.06.2010),
рассмотрев 26.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2010 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А56-93934/2009,
установил:
Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 30.09.2009 и предписания от 13.10.2009 N 03/7944 по делу N К03-91/09.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены региональная общественная организация "Петербургское общество защиты русской культуры" (далее - Общественная организация) и Международный благотворительный фонд "Константиновский" (далее - Благотворительный фонд).
Решением суда от 19.03.2010 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционного суда от 29.06.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе КУГИ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты.
По мнению заявителя, конкурсная документация содержала четко обозначенные критерии оценки конкурса и установленные параметры определения сроков выполнения проекта перепланировки и длительности периода со дня подписания договора до начала оказания услуг. В связи с неоднозначностью указания параметров критерия конкурса конкурсные предложения пяти участников конкурса были обоснованно отклонены.
В судебном заседании представитель КУГИ поддержал доводы жалобы, а представитель Общественной организации возражал против ее удовлетворения. Жалоба поддержана представителем Благотворительного фонда.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направило, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением КУГИ от 29.01.2009 N 78-рк "О проведении конкурса на право заключения договора аренды объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 1/96, лит. А" проведен конкурс на право заключения договора аренды объекта нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, - помещения 7-Н площадью 174,7 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 1/96, лит. А, сроком на 10 лет.
Согласно протоколу комиссии от 26.03.2009 о проведении предварительного отбора участников конкурса по результатам рассмотрения шести поданных заявок все шесть претендентов были признаны участниками конкурса.
По итогам рассмотрения и оценки конкурсных предложений Комиссией 02.07.2009 принято решение о признании пяти из шести конкурсных предложений не соответствующими установленным параметрам критериев конкурса и о признании пяти из шести участников конкурса утратившими данный статус.
Распоряжением КУГИ от 03.07.2009 N 711-К в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) конкурс признан несостоявшимся.
КУГИ издал распоряжение от 27.07.2009 N 787-рк "О заключении договора аренды помещения по адресу: Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 1/96, лит. А, содержащее указание заключить договор аренды с Благотворительным фондом.
По заявлению Общественной организации, чье конкурсное предложение было отклонено, в отношении КУГИ возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N К03-91/09.
По результатам рассмотрения дела Управлением принято решение от 30.09.2009. Антимонопольный орган признал в действиях КУГИ нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), которое выразилось в необоснованном признании конкурсных предложений пяти участников конкурса на право заключения договора аренды спорного объекта нежилого фонда не соответствующими требованиям конкурсной документации, а самих участников конкурса - утратившими данный статус, что имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции при проведении конкурса.
Управление выдало также КУГИ предписание от 13.10.2009 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. КУГИ предписано отменить распоряжение от 27.07.2009 N 787-рк и провести новый конкурс на право заключения договора аренды на спорный объект нежилого фонда.
КУГИ оспорил решение и предписание Управления в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что при проведении спорного конкурса на право заключения аренды объектов недвижимого государственного имущества КУГИ нарушил нормы Закона N 115-ФЗ и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом, оставившим решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 53 Закона N 135-ФЗ до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 указанного Закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Законом N 115-ФЗ, а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Суды, проверяя правомерность оспариваемых актов Управления, обоснованно указали, что проведение спорного конкурса на право заключения аренды объектов недвижимого государственного регулируется нормами Закона N 115-ФЗ.
Содержание конкурсной документации регламентировано статьей 23 Закона N 115-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 этого Закона параметры критериев конкурса.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением КУГИ от 29.01.2009 N 78-рк о проведении конкурса установлены следующие критерии конкурса и их параметры: по сроку выполнения согласованного в установленном порядке проекта перепланировки и изготовления на основании проекта кадастрового плана паспорта объекта - 11 месяцев с даты заключения договора (коэффициент значимости - 0,2); по длительности периода со дня подписания договора до начала осуществления услуг в области культуры - 12 месяцев (коэффициент значимости - 0,8).
Согласно пункту 8.5 Приложения 3 к распоряжению N 78-рк в конкурсном предложении для каждого критерия конкурса указывается значение предлагаемого участником конкурса условия в виде числа.
Не соответствующими критериям конкурса и не являющимися однозначно определенными конкурсной комиссией признаны конкурсные предложения, содержащие такие значения, как 0,1 месяца, 0,75 месяца, 1/30 месяца, 5,5 месяца. Основанием для признания конкурсных предложений не соответствующими конкурсной документации явилось невозможность, по мнению комиссии, использования участниками конкурса в качестве параметров конкурсных предложений дробных чисел.
В ходе проверки Управление выявило, что КУГИ, признавая конкурсные предложения пяти из шести участников конкурса на право заключения аренды фактически не сопоставляло и не оценивало конкурсные предложения. Оценив конкурсную документацию, Управление пришло к обоснованному выводу, о том что в ней нет ограничений по поводу того, в виде какого числа (целого, дробного или иного) претендент должен отразить сроки в своем конкурсном предложении. А установление критерия оценки, не отвечающего принципу однозначности и определенности, исключало право КУГИ отклонить предложения участников конкурса в связи с использованием дробных чисел.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали выводы Управления о том, что действия КУГИ: необоснованное признание конкурсных предложений пяти из шести участников конкурса не соответствующими конкурсной документации и действующему законодательству Российской Федерации, а самих участников конкурса - утратившими данный статус в отсутствие на то объективных и правовых причин - создали им неоправданные препятствия в реализации своих гражданских прав, исключили конкуренцию между этими лицами.
В соответствии со статьей 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Частью 2 указанной статьи установлен запрет на действия, в частности, органов местного самоуправления, выступающих организаторами или заказчиками торгов, если такие действия приводят или могут привести к ограничению доступа к участию в торгах.
Согласно статье 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства, пришли к выводу о том, что действия КУГИ при проведении конкурса на право заключения договора аренды не отвечают требованиям Закона N 135-ФЗ.
В данном случае Управление правомерно посчитало и суды обоснованно согласились с позицией Управления, что действия КУГИ привели к ограничению допуска к участию в конкурсе всех возможных лиц, претендующих на заключение долгосрочного договора аренды на объект недвижимости.
Законны и обоснованны выводы судов о том, что оспариваемые акты вынесены в пределах компетенции антимонопольного органа.
Ссылки заявителя на заключение договора аренды с Благотворительным фондом от 03.08.2009, дополнительного соглашения к нему от 25.01.2010 и в связи с этим на неисполнимость выданного Управлением предписания правомерно отклонены судами. На момент принятия Управлением решения отсутствовали какие-либо подтверждения заключения договора аренды на спорный объект недвижимости.
Оценивая обстоятельства вынесения оспариваемого решения, апелляционный суд обоснованно заключил, что у КУГИ не имелось реальных препятствий для исполнения им предписания Управления, а последующие действия по заключению дополнительного соглашения к договору с Благотворительным фондом подтверждают намеренность действий КУГИ по неисполнению выданного ему предписания прекратить нарушения антимонопольного законодательства, провести новый конкурс на право заключения договора аренды, отменить распоряжение от 27.07.2009 о заключении договора аренды.
Из положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: это несоответствие такого акта закону и нарушение указанным актом законных прав и интересов заявителя.
Оценив конкурсную документацию, протокол рассмотрения и оценки конкурсных предложений, представленных на участие в конкурсе на право заключения договора аренды объекта недвижимости от 02.07.2009, а также доводы и возражения сторон по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу, что выявленные нарушения при проведении конкурса на право заключения договора аренды не соответствуют положениям Закона N 135-ФЗ, Закона N 115-ФЗ, нарушают права участников, подавших конкурсные предложения, и правомерно отказали в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными оспариваемых решения и предписания Управления, отвечающих целям и задачам антимонопольного органа в сфере контроля за обеспечением конкуренции при равных условиях хозяйствующих субъектов.
Всем доводам заявителя, в том числе изложенным в жалобе, судами дана надлежащая правовая оценка.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2010 по делу N А56-93934/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
С.Н. Бухарцев |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.