Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2010 г. N Ф07-9780/2010 по делу N А05-3193/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 02.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.2010 по делу N А05-3193/2010 (судья Шашков А.Х.),
установил:
Муниципальное образование "Город Коряжма" в лице администрации муниципального образования "Город Коряжма" (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 1 700 000 руб. расходов, возникших в результате предоставления денежных средств на приобретение квартир участковым уполномоченным милиции Кондакову Ивану Владимировичу и Костину Андрею Николаевичу во исполнение статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции).
Решением от 11.06.2010 иск удовлетворен.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и вынести новый судебный акт, которым отказать в иске Администрации.
Податель жалобы считает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем является Министерство внутренних дел Российской Федерации. По мнению Минфина РФ, Администрация не представила доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и причиненными Администрации убытками. Минфин РФ указывает, что указанным гражданам квартира была бы предоставлена в любом случае в порядке очередности, поскольку они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Обеспечение граждан жильем относится к компетенции органа местного самоуправления.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решениями Коряжемского городского суда Архангельской области от 22 04.2009 по делу N 2-183 и от 08.06.2009 по делу N 2-285, вступившими в законную силу, в соответствии со статьей 30 Закона о милиции на Администрацию возложена обязанность предоставить участковым уполномоченным милиции Кондакову И.В. и Костину А.Н. благоустроенные жилые помещения в виде отдельных квартир площадью не менее 13,1 кв.м каждая.
В связи с неисполнением Администрацией указанных решений определениями Коряжемского городского суда Архангельской области от 15.12.2009 изменен способ и порядок исполнения решений - с Администрации в отношении каждого участкового уполномоченного взыскано по 850 000 руб., всего 1 700 000 руб. Платежными поручениями от 15.01.2010 N 6, от 15.01.2010 N 5 и от 10.03.2010 N 478 Администрация перечислила Кондакову И.В. и Костину А.Н. по 850 000 руб. на приобретение жилья.
Поскольку в результате выделения денежных средств на приобретение квартир участковым уполномоченным милиции Кондакову И.В. и Костину А.Н Администрация понесла расходы, она обратилась в арбитражный суд с иском о возмещении расходов за счет средств федерального бюджета.
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными как по праву, так и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 N 209 (далее - Положение), местная милиция входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области.
Приложение N 2 к вышеназванному Положению содержит перечень подразделений милиции общественной безопасности с указанием бюджетов, за счет которых осуществляется финансирование их профессиональной деятельности. Финансирование предоставления жилья, а также компенсация расходов на его приобретение в данном перечне не предусмотрены.
Согласно статье 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, часть первая статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Эта правовая позиция сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
В связи с тем что механизм и источники финансирования расходов на федеральном уровне не разработаны, осуществление спорных выплат за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у последнего расходов.
Ссылка подателя жалобы на то, что участковым уполномоченным милиции квартиры предоставлялись как нуждающимся в улучшении жилищных условий очередникам, а не в порядке статьи 30 Закона о милиции, подлежит отклонению, поскольку указанным лицам средства на приобретение жилья предоставлены в первоочередном порядке.
В соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции. Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Довод подателя жалобы о том, что надлежащим ответчиком является Министерство внутренних дел Российской Федерации, также подлежит отклонению, поскольку Минфином РФ не представлено доказательств финансирования льгот, установленных статьей 30 Закона о милиции.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения, которое является законным и обоснованным и соответствует фактическим обстоятельствам и собранным по делу доказательствам.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.06.2010 по делу N А05-3193/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.