Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 ноября 2010 г. N Ф07-11634/2010 по делу N А26-2129/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Казанцевой Р.В. и Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Кудряшова С.В. (доверенность от 27.07.2010), Плугаревой В.В. (доверенность от 26.10.2010),
рассмотрев 03.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2010 по делу N А26-2129/2010 (судья Кудрявцева Н.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карелинвест" (далее - ООО "Карелинвест") о взыскании с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) 338 930 руб. 93 коп. платы за пользование вагонами.
Решением суда первой инстанции от 23.06.2010 в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить принятое решение и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что ООО "Карелинвест" обязано вносить плату за пользование вагонами в случае их задержки в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от него; порожние вагоны перевозились на осях на основании договоров перевозки грузов, поскольку вагоны следовали по транспортным железнодорожным накладным, а вагоны являются грузом; задержка грузов на промежуточной станции привела к нарушению срока доставки грузов; плата за пользование вагонами может быть начислена, если задержка грузов в пути следования привела к нарушению сроков доставки грузов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе.
ООО "Карелинвест" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, что в соответствии с частью третьей статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "Карелинвест" (контрагент) заключили договор от 19.05.2006 N 158 на подачу и уборку вагонов к складу контрагента на железнодорожном пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Запкареллес" при станции Пийтсиеки Октябрьской железной дороги.
Дополнительным соглашением от 15.07.2009 N 2 пункт 16.2 договора, устанавливающий виды и размер оплачиваемых контрагентом перевозчику услуг, изменен. Согласно новой редакции контрагент вносит перевозчику следующую плату:
"Плату за пользование вагонами: под грузовыми операциями; за время ожидания вагонов их подачи или приема по причинам, зависящим от контрагента; за время задержки их в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от контрагента (статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ)); за пользование вагонами в составе расходов, возникших в связи с выполнением работ по указанию таможенных либо иных органов (статья 22 УЖТ РФ), а также за пользование вагонами, задержанными на приграничных железнодорожных станциях таможенными или иными органами государственного контроля (надзора) (статья 47 УЖТ РФ).
Размер платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, определяется по правилам и ставкам Тарифного руководства N 2 с увеличением на действующие повышающие коэффициенты.
Плату за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, собственных, арендованных, в том числе арендованных у перевозчика, на железнодорожных путях общего пользования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от контрагента, в размере 50% от ставок таблиц N 9 и 10 Тарифного руководства N 2 с учетом действующих повышающих коэффициентов".
Следовавшие в адрес контрагента на станцию назначения Пийтсиеки 42 порожних вагона были задержаны перевозчиком на промежуточной станции Кааламо из-за неприема их станцией назначения по причине занятости путей необщего пользования находящимися на них под погрузкой щебня вагонами вследствие нарушения контрагентом технологических норм их погрузки.
По факту задержки порожних вагонов с указанием причины и времени их задержки перевозчиком оформлены акты общей формы.
Ссылаясь на то, что задержка вагонов на промежуточной станции произошла по причине, зависящей от контрагента, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в иске со ссылкой на статью 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в связи с чем не подлежит применению статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ). Кроме того, суд указал на наличие у перевозчика оснований для увеличения сроков доставки грузов в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила N 27).
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с абзацем 3 статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению срока доставки грузов. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Стороны в договоре от 19.05.2006 N 158 в редакции дополнительного соглашения от 15.07.2009 N 2 установили основания начисления платы за пользование вагонами, включая нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования, в том числе на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от контрагента, а также порядок исчисления такой платы (50% от ставок таблиц N 9 и 10 Тарифного руководства N 2 с учетом действующих повышающих коэффициентов).
Следовательно, ответчик обязан вносить плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в случае их задержки в пути следования на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика.
Как предусмотрено статьей 25 УЖТ РФ транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. В соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю.
Согласно пункту 2.2.1 Тарифного руководства N 1 (прейскурант 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами") наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ, который содержит позицию "вагоны всякие и тендеры локомотивов" (код 421000, второй тарифный класс).
Поскольку порожние вагоны следовали по транспортным железнодорожным накладным, а Тарифным руководством N 1 железнодорожные вагоны признаются грузом, следует сделать вывод, что спорные порожние вагоны перевозились на своих осях на основании договоров перевозки.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не может согласиться с выводом суда о том, что порожние вагоны не являются грузом.
Кассационная инстанция не может согласиться и с выводом суда о том, что плата за пользование вагонами не подлежит взысканию в связи с тем, что задержка грузов на промежуточной станции не привела к нарушению сроков доставки грузов, поскольку перевозчик на основании пункта 6.6 Правил N 27 имеет право увеличить срок доставки грузов на все время задержки груза на промежуточной станции.
Данный вывод сделан судом без учета положений статей 33 и 39 УЖТ РФ, а также пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, и при принятии обжалуемого судебного акта неправильно применены нормы материального права, решение от 23.06.2010 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, оценить все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, а также проверить расчет исковых требований.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2010 по делу N А26-2129/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
|
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.