Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 ноября 2010 г. N Ф07-10219/2010 по делу N А52-117/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "ЗАРЯ" Лопотова А.А. (доверенность от 08.10.2010),
рассмотрев 27.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 15.04.2010 (судья Васильева О.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Потеева А.В.) по делу N А52-117/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "ЗАРЯ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным отказа Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (далее - Управление), оформленного письмом от 13.01.2010 N 05-24/118 (далее - Письмо N 05-24/118), в выплате Обществу субсидий за счет федерального и регионального бюджетов соответственно в сумме 97 643 руб. 84 коп. и 29 046 руб. 58 коп. на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитом по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии от 30.10.2007 N 8074-122707 (далее - Кредитный договор) за период с 21.09.2009 по 20.10.2009 (с учетом уточнения заявленного требования).
Решением от 15.04.2010 Письмо N 05-24/118 признано незаконным как противоречащее статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьям 5, 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ), пункту 8 Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением администрации Псковской области от 23.03.2009 N 78 (далее - Правила N 78).
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт о признании Письма N 05-24/118 законным.
По мнению подателя жалобы, в соответствии с Правилами N 78 Управление правомерно отказало Обществу в выплате рассматриваемых субсидий, так как в октябре 2009 года имела место просрочка погашения задолженности по возврату суммы кредита и уплате процентов по Кредитному договору, а соответствующие платежи были внесены не самим Обществом, а третьим лицом за него.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по условиям Кредитного договора Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество; далее - Банк) обязуется открыть Обществу (заемщик) в целях финансирования затрат по модернизации животноводческого комплекса невозобновляемую кредитную линию с лимитом в сумме 12 000 000 руб. на срок по 18.09.2015 под переменную процентную ставку, размер которой составляет 12% годовых при квартальных кредитовых оборотах, превышающих сумму, эквивалентную 1 000 000 руб., и 14% годовых, если квартальные кредитовые обороты не превышают указанной суммы (пункты 1.1, 2.5).
В соответствии с пунктом 2.6 Кредитного договора уплата процентов производится за фактический срок пользования кредитом ежемесячно 20 числа каждого месяца и в дату последнего платежа в погашение кредита - 18.09.2015.
Согласно пункту 2.13 Кредитного договора погашение выданного кредита производится в период с 20.09.2009 по 20.03.2011 равными ежемесячными платежами в размере 1% от ссудной задолженности на момент окончания срока доступности кредитных ресурсов (29.10.2008), а в период с 20.04.2011 по 18.09.2015 - равными ежемесячными платежами в размере 1,5% от указанной ссудной задолженности на ту же дату.
Кредитный договор вступает в силу с даты его подписания и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств по нему.
Исполнение обязательств Общества по Кредитному договору обеспечено, в частности, заключенным между Банком и открытым акционерным обществом "КОМПЛЕКС-СЕРВИС" (поручитель; далее - ОАО "КОМПЛЕКС-СЕРВИС") договором поручительства от 30.10.2007 N 8074-122707/1п (с учетом дополнительного соглашения от 22.10.2008 N 1 к нему; далее - Договор поручительства).
Общество 23.12.2009 обратилось в Управление с заявлением о возмещении части затрат по уплате процентов по кредиту за октябрь 2009 года путем выдачи субсидий за счет федерального и регионального бюджетов соответственно в сумме 97 643 руб. 84 коп. и 29 046 руб. 58 коп.
Сославшись на пункт 8 Правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 (далее - Правила N 90), Управление в Письме N 05-24/118 отказало Обществу в выплате рассматриваемых субсидий, в связи с тем, что в октябре 2009 года имела место просрочка на 1 день погашения части кредита и уплаты процентов за пользование кредитом по Кредитному договору, а соответствующие платежи осуществлены не самим заемщиком, а его поручителем ОАО "КОМПЛЕКС-СЕРВИС".
Считая указанный отказ незаконным и не соответствующим требованиям Правил N 90 и Правил N 78, Общество в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании Письма N 05-24/118 недействительным (с учетом уточнения заявленного требования).
В обоснование заявления Общество указывает, что при обращении за выплатой субсидий оно не учитывало проценты, уплаченные за период просрочки (1 день); расчет указанных субсидий произведен только по непросроченной ссудной задолженности по Кредитному договору, а поручитель (ОАО "КОМПЛЕКС-СЕРВИС") перечислял Банку денежные средства за Общество на возмездной основе.
Возражая против удовлетворения заявления, Управление указывает, что в данном случае Обществу правомерно отказано в выплате рассматриваемых субсидий, поскольку в нарушение требований пунктов 7, 8 Правил N 90 в октябре 2009 года имела место просрочка на 1 день погашения части кредита и уплаты процентов за пользование кредитом по Кредитному договору, а соответствующие платежи осуществлены не самим заемщиком, а его поручителем ОАО "КОМПЛЕКС-СЕРВИС".
Суд первой инстанции признал Письмо N 05-24/118 незаконным и нарушающим право Общества на получение мер государственной поддержки, предоставляемой в соответствии с Законом N 264-ФЗ. Суд пришел к выводу, что Правила N 78 предусматривают право на получение спорных субсидий при наличии просрочки исполнения обязательства, но только в части погашения долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с договором, то есть до просрочки, а также ставят получение субсидий в зависимость не от конкретного лица, исполнившего обязательство, а только от самого факта такого исполнения.
Апелляционный суд оставил решение без изменения и указал, что исполнение обязательства за должника третьим лицом прямо предусмотрено действующим гражданским законодательством, а кроме того, Общество не просило о предоставлении ему субсидий по просроченной задолженности и Управление не отрицает данное обстоятельство.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Общества и обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция установила следующее.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как предусмотрено статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части первой статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть вторая статьи 7 Закона N 264-ФЗ).
В рассматриваемый период Правила N 90 устанавливали порядок распределения и предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Согласно пункту 2 Правил N 90 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами после 01.01.2004 на срок от 2 до 8 лет на модернизацию животноводческих комплексов (ферм).
В силу пункта 7 Правил N 90 средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам).
Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией. Средства на возмещение части затрат на уплату процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, не предоставляются (пункт 8 Правил N 90).
Пунктом 9 Правил N 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.
В соответствии с Правилами N 90, Законом Псковской области от 29.12.2008 N 822-оз "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", областной целевой программой "Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2008 - 2012 годы", утвержденной постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 12.12.2007 N 243, администрация Псковской области утвердила Правила N 78, определив, что Управление является уполномоченным органом по предоставлению в 2009 - 2011 годах субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
Пункты 1, 6, 7, 8 Правил N 78 содержат положения, аналогичные упомянутым нормам Правил N 90.
Управление не оспаривает соблюдение Обществом при обращении за предоставлением спорных субсидий положений пункта 9 Правил N 90 и пункта 8 Правил N 78.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ, правильно применив положения упомянутых норм прав, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили настоящее заявление и признали Письмо N 05-24/118 незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, так как последнее не просило о предоставлении ему субсидий по просроченной задолженности по Кредитному договору, и, кроме того, Правила N 90 и Правила N 78 ставят получение рассматриваемых субсидий в зависимость не от конкретного лица, исполнившего обязательство, а только от самого факта такого исполнения.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
Обстоятельства дела были предметом тщательного рассмотрения судов предшествующих инстанций. Переоценка доказательств и обстоятельств, установленных судами первой или апелляционной инстанций, не входит в полномочия кассационной инстанции, в связи с чем не могут быть приняты во внимание доводы подателя жалобы, которым, к тому же, судами предшествующих инстанций дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15.04.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2010 по делу N А52-117/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.