Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 ноября 2010 г. N Ф07-11290/2010 по делу N А56-28573/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Асмыковича А.В., Бурматовой Г.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стокс" Шпака С.Ю. (доверенность от 05.04.2010), от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге Ревнова Б.А. (доверенность от 11.01.2010),
рассмотрев 01.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стокс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2010 по делу N А56-28573/2010 (судья Александрова Е.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стокс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - управление, Росфиннадзор) от 14.04.2010 N 556 по делу об административном правонарушении N 40-10/331, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.07.2010 обществу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение от 19.07.2010 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.
По мнению общества, суд в нарушение частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не установил все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела; материалами дела не подтверждаются наличие события административного правонарушения и вина заявителя в его совершении. Податель жалобы полагает, что суд незаконно отклонил объяснение секретаря общества, являющееся доказательством по делу об административном правонарушении (статья 26.3 КоАП РФ). Кроме того, заявитель указывает, что в рассматриваемом случае Росфиннадзор существенно нарушил срок составления протокола об административном правонарушении и не провел административное расследование, что помешало обществу "принять меры по пресечению подобной ситуации".
В судебном заседании представитель общества, ознакомленный с отзывом управления, поддержал доводы жалобы, а представитель управления отклонил их по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно и судом установлено, что общество (продавец) заключило с компанией "BATUQUE HOLDINGS INC." (Британские Виргинские острова) контракт от 01.12.2008 N DT/2008 на поставку товара.
На основании указанного контракта 19.12.2008 общество оформило в ФАКБ "Абсолют Банк" (ЗАО) в Санкт-Петербурге паспорт сделки N 08120001/2306/0001/1/0.
Во исполнение обязательств по данному контракту согласно имеющимся в материалах дела и поданным 30.04.3009 семи грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) обществом в адрес нерезидента с таможенной территории Российской Федерации вывезен товар (отметка таможенного органа "выпуск разрешен" поставлена 01.05.2009).
Справка о подтверждающих документах от 19.05.2009 (одновременно с соответствующими ГТД) представлена обществом в банк паспорта сделки 21.05.2009 (листы дела 42 - 43), то есть с нарушением срока, установленного в пункте 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П).
По факту выявленного нарушения управление в присутствии представителя общества составило в отношении заявителя протокол об административном правонарушении от 16.02.2010 N 40-10/331 применительно к части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно постановлению Росфиннадзора от 14.04.2010 N 556 по делу об административном правонарушении N 40-10/331 общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Заявителю назначено административное наказание в виде 40 000 руб. штрафа.
Не согласившись с этим постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил фактические обстоятельства дела, исследовал и оценил представленные участниками спора доказательства, проверил соблюдение Росфиннадзором административной процедуры и констатировал наличие у управления правовых и фактических оснований для привлечения заявителя к административной ответственности. Кроме того, суд не усмотрел оснований для применения в рассматриваемом случае правила статьи 2.9 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств, в их совокупности и взаимной связи, а равно с учетом достоверности отдельных средств доказывания (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 24 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля - уполномоченным банкам (пункт 2 части 3 статьи 23 Закона).
К формам учета по валютным операциям для резидентов относятся справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению ЦБ РФ N 258-П (Указание Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившее в силу 27.01.2008).
Согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П (с учетом редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 26.09.2008 N 2080-У) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективную сторону административного правонарушения образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
В данном случае управлением и судом установлено, что справка о подтверждающих документах представлена обществом в уполномоченный банк 21.05.2009, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П 15-дневного срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
Материалами дела подтверждается наличие в действиях общества события и состава вмененного административного правонарушения.
Доводы общества и управления полно и объективно оценены судом.
Суд принял во внимание довод заявителя о том, что справка о подтверждающих документах была представлена обществом в банк паспорта сделки до истечения срока, установленного в пункте 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П.
Заявитель указывает, что данная справка 13.05.2009 вручена секретарем общества ведущему специалисту валютного контроля банка, в связи с чем ссылается на объяснения своего секретаря (объяснительная к протоколу от 16.02.2010 N 40-10/331; лист дела 19). По утверждению общества, банк (после обращения резидента 13.05.2009) выявил в справке ошибку. Содержание (существо) данной ошибки заявитель не раскрывает. После исправления ошибки справка перепечатана, повторно представлена в банк 19.05.2009 и принята им 21.05.2009 (проставленная на справке дата 13.05.2009 исправлена на 19.05.2009).
Такие объяснения заявителя правомерно и обоснованно восприняты судом как не имеющие документального подтверждения. Суд оценил их с учетом нормативно закрепленного формализованного порядка возврата банком паспорта сделки резиденту соответствующих справок и документов (пункт 2.14 Положения ЦБ РФ N 258-П). Этот порядок предусматривает последовательность, форму и время совершения определенных действий банком и резидентом. Нарушение же этого порядка со стороны банка не подтверждено ни в рамках административного производства, ни в ходе судебного разбирательства.
В сложившейся ситуации общество могло надлежащим образом реализовать свои процессуальные права (статья 25.1 КоАП РФ, статья 41 АПК РФ), однако (при неоднократном отложении рассмотрения административного дела с целью изменения или уточнения фактов) не представило иных доказательств в обоснование своих объяснений, а равно не ходатайствовало о тех или иных процессуальных действиях.
Кроме того, суд мотивированно (исходя из конкретных обстоятельств дела) отклонил доводы общества о малозначительности правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) в соответствии с официальным толкованием закона (пункты 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден. Назначенное заявителю административное наказание отвечает его целям (статья 3.1 КоАП РФ), правилам статей 3.5 и 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2010 по делу N А56-28573/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стокс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.