Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 ноября 2010 г. N Ф07-10074/2010 по делу N А13-17174/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кравченко Т.В., судей Бычковой Е.Н., Кустова А.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологдаснабстрой" Усачевой Т.В. (доверенность от 11.01.2010), Пьянковой И.Б. (доверенность от 11.01.2010), от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Голодова М.В. (доверенность от 15.12.2009), Сысолятиной Л.А. (доверенность от 10.11.2008), Цветковой Е.А. (доверенность от 17.10.2009), от Региональной энергетической комиссии Вологодской области Жирникова К.Ю. (доверенность от 23.04.2010),
рассмотрев 10.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологдаснабстрой" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.05.2010 (судья Степанова Т.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 (судьи Митрофанов О.В., Елагина О.К., Моисеева И.Н.) по делу N А13-17174/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологдаснабстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу "Вологодская сбытовая компания" (далее - Компания) о взыскании на основании договора оказания сетевой организацией комплекса услуг, обеспечивающих передачу электроэнергии и мощности, от 01.01.2009 N ВСК-09/0050 (с учетом протокола разногласий от 11.01.2009 и протокола согласования разногласий от 09.02.2009 к нему; далее - Договор от 01.01.2009) 1 714 392 руб. 10 коп. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии за период с сентября по декабрь 2009 года (с учетом уточнения размера требования).
Определением от 26.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Вологодской области (далее - РЭК).
Решением от 11.05.2010, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление и передать дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы считает, что величина заявленной мощности должна определяться соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг, под которым следует понимать конечного потребителя электроэнергии, имеющего энергопринимающее оборудование, присоединенное к сетям сетевой организации. Компания не может являться потребителем услуг по передаче электроэнергии, так как не имеет оборудования, позволяющего ему передавать или принимать электрическую энергию. Не зная режима работы, мощности энергопринимающего оборудования покупателей электроэнергии, ответчик не может расчетным путем определить оптимальную заявленную мощность, необходимую для безаварийной работы электрооборудования. В Договоре от 01.01.2009 Компания выступает в роли посредника, заключающего сделки от имени конечных потребителей электроэнергии и принимающего платежи. Указанные обстоятельства, по мнению Общества, позволяют ему при определении стоимости услуг по передаче электроэнергии в спорный период применить суммарную величину заявленной мощности потребителей электроэнергии Компании, подключенных к сетям Общества (1,5 МВт), поскольку соответствующая величина непосредственно между Обществом и Компанией не согласована.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить решение и постановление без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Представители Компании возражали против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель РЭК сообщил об отсутствии правовой позиции по настоящему делу, поскольку спор не связан с государственным регулированием тарифов, а касается взаиморасчетов между коммерческими организациями. Представитель РЭК поддержал доводы отзыва, представленного суду первой инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
По условиям Договора от 01.01.2009 исполнитель (Общество) обязался лично оказывать заказчику (Компания) комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, включающий в себя, в том числе, передачу электроэнергии и мощности надлежащего качества и в соответствии с согласованной категорией надежности электроприемников в точках оказания услуг по сетям, принадлежащим исполнителю.
Согласно пункту 5.1 Договора от 01.01.2009 расчетным периодом для оплаты оказываемого исполнителем по настоящему договору комплекса услуг является один календарный месяц. Стоимость обязательств исполнителя за расчетный период определяется путем умножения объема услуг на тариф, установленный региональным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 5.4 Договора от 01.01.2009).
В период с сентября по декабрь 2009 года Общество оказало Компании услуги по передаче электроэнергии и ежемесячно направляло ответчику акты об оказании услуг. Компания подписала акты с протоколами разногласий и частично оплатила услуги исполнителя, указывая на то, что Общество неправомерно произвело расчет оказанных услуг исходя из величины заявленной мощности 1,5 МВт. По мнению Компании, значение заявленной мощности оставляет 0,81 МВт в сентябре 2009 года (том 1, лист 52), 0,95 МВт в октябре 2009 года (том 1, лист 83), 1,15 МВт в ноябре 2009 года (том 1, лист 89) и 1,19 МВт в декабре 2009 года (том 1, лист 97).
Суды отказали в иске, установив, что стороны не согласовали величину заявленной мощности на 2009 год, и посчитав неправомерным применение Обществом в расчетах стоимости услуг величины мощности в 1,5 МВт.
Кассационная инстанция пришла к следующему.
В данном случае Компания является гарантирующим поставщиком, а Общество - сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственному регулированию, в частности подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
Согласно пункту 2 статьи 26 названного Закона оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правил оказания этих услуг отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 46 Правил недискриминационного доступа тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены. В соответствии с пунктом 47 названных Правил величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг. Потребитель услуг не менее чем за 8 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов должен уведомить сетевую организацию о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год. В случае отсутствия уведомления потребителя услуг о величине заявленной мощности при установлении тарифов принимается величина присоединенной мощности энергопринимающего устройства потребителя услуг, если договором предусмотрена возможность использования в таком случае величины присоединенной мощности в целях определения обязательств по договору. При определении базы для установления тарифов на очередной период регулирования сетевая организация вправе использовать в отношении потребителей услуг, систематически превышающих величину заявленной мощности, величину заявленной потребителем мощности на очередной период регулирования или фактическую величину использованной мощности за истекший период.
В пункте 48 Правил недискриминационного доступа указано, что учет степени использования (заявленной или присоединенной) мощности электрической сети при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу подпункта "б" пункта 13 Правил недискриминационного доступа сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии в указанных в договоре точках присоединения в пределах величины заявленной мощности.
Применение в расчетах на услуги по передаче электрической энергии значения присоединенной (заявленной), а не фактической мощности обусловлено обязанностью сетевой компании, исходя из предъявляемых к ее деятельности требований, обеспечить возможность использования потребителем всей величины заявленной мощности в любой момент в течение срока действия договора.
Пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), в редакции, действовавшей в спорный период, установлено, что расчет индивидуальных тарифов предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по напряжениям.
Из материалов дела следует, что в расчетах Компании и Общества использовался двухставочный тариф, а, следовательно, при определении стоимости услуг Общества в силу пункта 52 Методических указаний применяется величина присоединенной (заявленной) мощности.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа "заявленная мощность" - предельная величина потребляемой в текущий период регулирования мощности, определенная соглашением между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии, исчисляемая в мегаваттах; "присоединенная мощность" - совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети (в том числе опосредованно) трансформаторов и энергопринимающих устройств потребителя электрической энергии, исчисляемая в мегавольт-амперах.
Как установлено судами, ни в Договоре от 01.01.2009, ни в дополнительном соглашении к нему Компания и Общество не согласовали величину заявленной мощности. Данный вывод участвующими в деле лицами не оспаривается.
Законодательством не предусмотрено, какая мощность в этом случае должна приниматься во внимание при расчете платы за услуги по передаче электрической энергии.
Ввиду отсутствия соглашения Компании и Общества о возможности использования величины присоединенной мощности нет оснований для применения при взаиморасчетах сторон величины максимальной мощности в размере 1,5 МВт, указанной в акте на присоединенную мощность (приложение к договору поставки электрической энергии) и определенной исходя из совокупной величины номинальной мощности трансформаторов и энергопринимающих устройств Общества, на что правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций.
По смыслу законодательства о тарифном регулировании заявленная мощность является величиной, которая согласовывается сторонами до принятия тарифно-балансового решения, представляется в регулирующий орган и непосредственно участвует при тарифном регулировании, определяя размер тарифа.
Как следует из отзыва РЭК, представленного суду первой инстанции, при регулировании тарифов на 2009 год Общество не направило в регулирующий орган предложения по величине заявленной мощности. РЭК приняла величину заявленной мощности потребителей, подключенных к сети Общества, на уровне расчетной - 1,2 МВт, эта величина использована регулирующим органом при расчете единых котловых тарифов; баланс приведен в заключении таблицы 1.5 и направлен Обществу в установленном порядке, возражения Общества отсутствовали; при принятии постановления РЭК от 27.08.2009 N 130 балансы сетевых организаций, принятые для расчета конечных тарифов, не менялись (том 1, листы 126 и 127).
В рамках настоящего спора Общество предъявило требование о взыскании с Компании задолженности по оплате оказанных услуг за период с сентября по декабрь 2009 года. Между тем суды не исследовали вопрос о порядке расчетов сторон до спорного периода: была ли согласована Обществом и Компанией заявленная или иная величина мощности с января по август 2009 года, которую стороны применяли в расчетах.
Поскольку величина заявленной мощности является одним из существенных условий договора на оказание услуг по передаче электрической энергии (пункт 13 Правил недискриминационного доступа), то с учетом вышеизложенного судам также следовало выяснить вопрос о том, является ли Договор от 01.01.2009 заключенным.
Суды, отклонив доводы истца об использовании в расчетах величины мощности в 1,5 МВт, не дали оценки о соответствии нормам материального права величины мощности, использованной ответчиком в расчетах.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, а также рассмотреть вопрос о возможности применения к взаиморасчетам сторон величины заявленной мощности, учтенной РЭК при регулировании тарифов (1,2 МВт) исходя из сводного баланса.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2010 по делу N А13-17174/2009 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Т.В. Кравченко |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.