Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 ноября 2010 г. N Ф07-10895/2010 по делу N А56-17/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Блиновой Л.В., Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Центральная картографическая фабрика Военно-Морского флота" Лисаченко В.В. (доверенность от 30.09.2010 N 182/1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Разгуляева А.В. (доверенность от 11.01.2010 N 05-13/00108), Сидоровой Е.А. (доверенность от 03.03.2010 N 05-06/04869),
рассмотрев 11.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2010 (судья Глумов Д.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 (судьи Протас Н.И., Дмитриева И.А., Згурская М.Л.) по делу N А56-17/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Центральная картографическая фабрика Военно-Морского флота" (далее - Общество, ОАО "Центральная картографическая фабрика Военно-Морского флота") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 30.09.2009 N 21-04/26191 в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 8 187 414 руб. и соответствующих пеней.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.07.2010, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 23.03.2010 и постановление от 14.07.2010. По мнению подателя жалобы, поскольку право собственности на результаты работ возникает у контрагентов Общества (заказчиков) после оплаты готовой продукции, то моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость следует считать дату оплаты отгруженной продукции, а не дату составления акта выполненных работ. Инспекция также ссылается на неправильное ведение Обществом книги продаж и занижение в связи с этим налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, по результатам проведения выездной проверки соблюдения ОАО "Центральная картографическая фабрика Военно-Морского флота" налогового законодательства за период с 01.01.2005 по 31.12.2007 Инспекцией составлен акт от 04.09.2009 N 191/21 и вынесено решение от 30.09.2009 N 21-04/26191 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Инспекция доначислила Обществу налог на добавленную стоимость в сумме 8 187 414 руб. и соответствующие пени.
Основанием для принятия данного решения явился вывод налогового органа о том, что Обществом в нарушение пункта 1 статьи 146, пункта 2 статьи 153, статьи 154, пунктов 1 и 4 статьи 166, пунктов 1 и 14 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также пункта 16 третьего раздела Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), не исчислен и не уплачен налог на добавленную стоимость в сумме 8 187 414 руб., в том числе, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль и август 2006 года. Налоговым органом установлено неправомерное занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на сумму выручки от реализации в размере 45 485 632 руб., полученной от 280 Центрального картографического производства ВМФ (далее - 280 ЦКП ВМФ, заказчик) за оказанные услуги по печати морских карт.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 07.12.2009 N 16-13/33719 решение Инспекции от 30.09.2009 N 21-04/26191 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды указали на то, что вывод налогового органа о занижении Обществом налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, сделанный исключительно на основе утверждения о неотражении в книгах продаж отдельных счетов-фактур, произведенный без анализа иных документов Общества, подтверждающих действительную реализацию работ, необоснован. Суды также сослались на то, что нарушение порядка ведения книг продаж и порядка выставления счетов-фактур само по себе не привело к занижению налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и неуплате налога.
Кассационная инстанция считает такую позицию судов правильной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 указанной статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу статьи 39 НК РФ под реализацией подразумевается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено этой статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
В силу пункта 4 статьи 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Как установлено пунктом 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ (пункт 1 статьи 169 НК РФ).
Суды правильно указали, что счет-фактура не является документом, свидетельствующим о реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а довод Инспекции о занижении Обществом налоговой базы является неподтвержденным, так как основан исключительно на неотражении в книгах продаж отдельных счетов-фактур, при этом Инспекцией не были исследованы другие документы, подтверждающие реализацию работ.
Суды пришли к верному выводу о том, что нарушение налогоплательщиком правил ведения книг продаж не является безусловным нарушением законодательства о налогах и сборах, влекущим занижение налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что между Обществом, 280 ЦКП ВМФ и Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации (заказчики) были заключены договоры на выполнение Обществом работ по печати карт, руководств и пособий.
Указанными сторонами каждый месяц подписывались акты приемки-сдачи выполненных работ, которые свидетельствуют о выполнении Обществом работ в каждом налоговом периоде.
Исследовав представленные в материалы дела акты приемки-сдачи выполненных работ, суды установили, что Общество выполняло работы для заказчика в периоды с января по август 2006 года на спорные суммы.
ОАО "Центральная картографическая фабрика Военно-Морского флота" не отрицает нарушение им порядка ведения книг продаж и порядка выставления счетов-фактур по спорным работам. В книгах продаж были учтены счета-фактуры, не соответствующие реальному объему реализации работ, а именно, счета-фактуры, выставленные в адрес 280 ЦКП ВМФ и отраженные в книге продаж за январь и февраль 2006 года, счета-фактуры, выставленные в адрес Главного управления навигации и океанографии (в/ч 25106), в отношении которого работы не выполнялись, в подтверждение чего в материалы дела было представлено письмо от 25.01.2010 N 708 направленное в адрес Общества заказчиком.
Вместе с тем, как правильно указали суды, такие нарушения не повлекли за собой занижения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость, поскольку Инспекцией не представлено доказательств, свидетельствующих о реализации Обществом работ в соответствии со счетами-фактурами, отраженными в книгах продаж за спорные налоговые периоды.
Всесторонне и полно исследовав представленные в материалы дела налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за спорные налоговые периоды, выписки из главной книги по счетам 62, 68-2 (налог на добавленную стоимость), 90, 91 за 2006 год, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2006 год, сравнительные данные оборота по реализации работ по данным бухгалтерского учета и данным налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, суды установили, что оборот по реализации работ для целей исчисления налога на добавленную стоимость определялся налогоплательщиком без нарушений, и последним не была занижена налогооблагаемая база по данному налогу.
Следовательно, как правильно указали суды, Инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих занижение ОАО "Центральная картографическая фабрика Военно-Морского флота" налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, а также не исчисление и не уплату Обществом налога в сумме 8 187 414 руб.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа правомерно признано недействительным в части доначисления налогоплательщику налога на добавленную стоимость в сумме 8 187 414 руб. и соответствующих пеней.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы процессуального и материального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2010 по делу N А56-17/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.