Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 ноября 2010 г. N Ф07-10804/2010 по делу N А42-11432/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Дмитриева В.В. и Ломакина С.А.,
при участии представителя Инспекции Федеральной налоговой служб по городу Мурманску Харченко О.В. (доверенность от 12.01.2010 N 01-14-27-12/58),
рассмотрев 08.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А.Л.Е.К." на решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2010 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-11432/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "А.Л.Е.К." (далее - общество; ООО "А.Л.Е.К") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - инспекция) от 17.07.2009 N 2596.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности по Мурманской области" (далее - управление).
Решением суда первой инстанции от 24.03.2010 заявление общества удовлетворено частично. Суд признал недействительным оспариваемое решение инспекции в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 143 229 руб. 80 коп. штрафа, начисления 339 778 руб. 77 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2008 года и 43 471 руб. 64 коп. пеней. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 24.03.2010 и постановление от 30.06.2010 в части, касающейся доначисления обществу 376 370 руб. 23 коп. НДС за IV квартал 2008 года и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при реализации услуг по ремонту военных кораблей управления, выполненных в рамках государственных контрактов от 11.12.2007 N 226/ОБО и от 16.10.2008 N 219/ОБО, им соблюдены требования для применения льготы, предусмотренные подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а именно: услуги по ремонту оказывались в пределах территории порта и во время стоянки судна в порту; стоимость ремонтных работ при заключении контрактов была сформирована без учета НДС. Также, в своей жалобе общество указывает, что согласно решению инспекции от 17.07.2009 N 2596 сумма НДС за IV квартал 2008 года начислена "в размере 716 149 руб. = (935 502 руб. - 219 353 руб.)", то есть сверх общей стоимости выполненных ремонтных работ.
В судебном заседании представитель инспекции отклонил доводы, приведенные в кассационной жалобе, по мотивам, изложенным в отзыве.
Общество и управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2008 года, в разделе 9 которой "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" отразило стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС в сумме 16 492 152 руб. по коду операции 1010268 (реализация работ, услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота, а также лоцманская проводка)
Инспекция провела камеральную проверку представленной обществом декларации, по результатам которой составила акт от 05.05.2009 N 2796/26.7 и приняла решение от 17.07.2009 N 2596 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 143 229 руб. штрафа. Данным решением обществу доначислено 716 149 руб. НДС и начислены соответствующие пени.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в IV квартале 2008 года общество выполняло работы по ремонту морских судов, в том числе в соответствии с государственными контрактами.
Управление (государственный заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт для государственных нужд от 11.12.2007 N 226/ОБО на проведение текущего ремонта с докованием катера проекта 1496. По условиям контракта исполнитель обязался в период с декабря 2007 года по март 2008 года выполнить ремонт с докованием и техническое обслуживание катера проекта 1496 государственного заказчика с использованием своих материалов, запасных частей и комплектующих изделий, а государственный заказчик обязался принять и оплатить указанные работы. Пунктами 3.3 и 3.5 контракта предусмотрено, что датой начала ремонта корабля государственного заказчика считается дата подписания представителями исполнителя и государственного заказчика акта приема корабля в ремонт. Датой окончания ремонтных работ на корабле считается дата подписания сторонами приемо-сдаточного акта на выполненные работы. Согласно пункту 4.1 цена контракта устанавливается по результатам конкурса и составляет 5 385 000 руб. Дополнительным соглашением от 21.10.2008 N 1 к государственному контракту от 11.12.2007 N 226/ОБО цена контракта увеличена на 526 000 руб. и составила 5 911 000 руб.
По результатам работ, выполненных по государственному контракту от 11.12.2007 N 226/ОБО, общество выставило управлению для оплаты счет-фактуру от 21.10.2008 N 369 на сумму 2 141 500 руб. (без НДС). Результаты работ оформлены актом от 21.10.2008 N 2.
Кроме того, управление (государственный заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт от 16.10.2008 N 219/ОБО на проведение навигационно-докового ремонта корабля проекта 18236. По условиям данного контракта исполнитель обязался выполнить навигационно-доковый ремонт корабля ПКО-453 (корабль проекта 18236) государственного заказчика с использованием своих материалов, запасных частей и комплектующих изделий в соответствии с ведомостью (Приложение N 1 к контракту), а государственный заказчик обязался принять и оплатить указанные работы. Место выполнения работ - на производственных мощностях исполнителя работ (в акватории Кольского залива). Пунктами 3.3 и 3.5 контракта предусмотрено, что датой начала ремонта корабля государственного заказчика считается дата подписания представителями исполнителя и государственного заказчика акта приема корабля в ремонт. Датой окончания ремонтных работ на корабле считается дата подписания сторонами приемо-сдаточного акта на выполненные работы. Согласно пункту 4.1 цена контракта устанавливается по результатам конкурса и составляет 5 392 760 руб. Дополнительным соглашением от 10.12.2008 N 1 к государственному контракту от 16.10.2008 N 219/ОБО цена контракта увеличена на 533 490 руб. и составила 5 926 250 руб.
По результатам работ, выполненных по государственному контракту от 16.10.2008 N 219/ОБО, общество выставило управлению для оплаты счета-фактуры от 14.11.2008 N 411 на сумму 3 235 656 руб. (без НДС), от 25.11.2008 N 428 на сумму 1 078 552 руб. (без НДС), от 15.12.2008 N 469 на сумму 1 612 042 руб. (без НДС). Результаты работ оформлены актами от 14.11.2008 N 1, от 25.11.2008 N 2, от 15.12.2008 N 3.
На основании представленных обществом документов инспекцией сделан вывод об отсутствии у налогоплательщика права на применение льготы, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении названных ремонтных работ на общую сумму 8 067 750 руб. Инспекция указала, что на основании данной нормы освобождение от обложения НДС должно применяться при оказании услуг на территории порта по ремонту судов, входящих в порт не специально для ремонта, а в целях торгового мореплавания, перевозки пассажиров, осуществления операций с грузом и т.п., тогда как выполненные обществом работы являются заводским обслуживанием и осуществляются на плановой основе, а следовательно, подлежат обложению НДС в общем порядке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области от 14.09.2009 N 577, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции от 17.07.2009 N 2596 оставлено без изменения.
Общество, считая решение инспекции от 17.07.2009 N 2596 недействительным, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными в материалы дела документами подтверждается проведение обществом планового ремонта с постановкой кораблей в док, то есть ремонта не связанного с текущим обслуживанием кораблей во время их стоянки в порту. Судом также сделан вывод о том, что суда были выведены из эксплуатации и не использовались по назначению. Доказательств того, что проведенный ремонт связан с обслуживанием судов во время их стоянки в порту, обществом не представлено. Довод общества о формировании цен государственных контрактов без учета НДС суд отклонил как необоснованный. При таких обстоятельствах суд первой инстанции отказал обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным решения инспекции в части доначисления НДС за IV квартал 2008 года в размере 376 370 руб. 23 коп.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от обложения) НДС реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
В IV квартале 2008 года общество осуществило навигационно-доковый ремонт корабля проекта 18236 и текущий ремонт катера проекта 1496 для государственных нужд в рамках государственных контрактов от 11.12.2007 N 226/ОБО и от 16.10.2008 N 219/ОБО. Вся выручка, полученная от выполнения работ, отражена налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС как не подлежащая налогообложению этим налогом в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
По смыслу подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождается реализация услуг (включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых российскими налогоплательщиками в период стоянки этих судов в порту на территории, расположенной в пределах установленной границы порта, при представлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактическое оказание услуг по ремонту судов во время их стоянки в порту. Иные услуги по ремонту судов налогом на добавленную стоимость облагаются.
Из государственных контрактов на ремонт судов и документов к ним следует, что общество в проверенном периоде осуществляло ремонтные работы, не связанные с обслуживанием судов, находящихся на стоянке в порту: суда заходили в порт, на территории которого находится общество, непосредственно с целью ремонта, который был заранее запланирован. Судебные инстанции учли то обстоятельство, что ремонтные работы производились в специальных условиях - в заводских доках, носили достаточно длительный характер, при этом суда выводились из эксплуатации.
Имеющиеся в деле документы не подтверждают оказание обществом услуг по ремонту, непосредственно связанных с обслуживанием судов в период их стоянки в порту, а свидетельствуют о выполнении налогоплательщиком навигационно-докового ремонта корабля проекта 18236 (государственный контракт от 16.10.2008 N 219/ОБО) и текущего ремонта с докованием катера проекта 1496 (государственный контракт от 11.12.2007 N 226/ОБО). При этом в рамках государственного контракта от 16.10.2008 N 219/ОБО выполнены работы по навигационно-доковому ремонту корабля ПКО-453 (проекта 18236) на общую сумму 5 926 250 руб., в том числе подрядчиком обществом с ограниченной ответственностью "Мурманская судоремонтная компания" (далее - ООО "Мурманская судоремонтная компания") по договору подряда с ООО "А.Л.Е.К" от 06.11.2008 выполнены доковые работы на сумму 1 870 000 руб. Все работы по ремонту доковой части корабля ПКО-453 производились ООО "Мурманская судоремонтная компания" в доке (продолжительность докования - 14 докосуток). Собственными силами ООО "А.Л.Е.К" выполнены работы по ремонту корпусной части и прочие отдельные работы на общую сумму 4 056 250 руб. Корабль ПКО-453 принят в навигационно-доковый ремонт с 27.10.2008, все работы выполнены к 15.12.2008.
В рамках государственного контракта от 11.12.2007 N 226/ОБО работы по ремонту с докованием катера ПСКА-286 (проекта 1496) выполнены на общую сумму 5 911 000 руб., том числе подрядчиком обществом с ограниченной ответственностью "Мурманская судоверфь - судоремонтно-доковое производство" по договору с ООО "А.Л.Е.К" от 24.07.2008 N С-08-38 выполнены доковые работы на сумму 1 148 516 руб. (Часть работ, на сумму 867 388 руб. 40 коп. была предъявлена в III квартале 2008 года.) Все работы по ремонту доковой части ПСКЛ-286 согласно ведомости ремонтных работ производились подрядчиком в доке. Собственными силами ООО "А.Л.Е.К" выполнены работы по ремонту механической, корпусной, электротехнической части на общую сумму 1 860 372 руб. 40 коп. Корабль ПСКА-286 принят для ремонта с докованием 14.07.2008, все работы выполнены к 21.10.2008.
Кроме того, принимая во внимание критерий, по которому подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено право на льготное налогообложение операций по реализации ремонтных работ на судах, следует отметить, что налогоплательщик не представил суду доказательства, подтверждающие заход названных судов в порт с иной целью, нежели постановка на ремонт, или доказательства возникновения необходимости в ремонте в период их стоянки в порту.
В материалах дела имеется Положение об организации ремонта, переоборудования и модернизации боевых кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМФ, введенного в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 23.05.1973 N 195 следует, что в соответствии с годовым планом ремонта, переоборудования и модернизации корабли выводятся из компании за три недели до планового срока начала их ремонта. Подготовленный к ремонту корабль принимается заводом для ремонта по акту по форме N 8 приложения 3 к названному Положению. Из материалов дела следует, что суда были приняты на ремонт именно по акту формы N 8, что подтверждает из вывод из использования по назначению.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что ремонт судов, отнесенный к работам по обслуживанию судов в период стоянки судов в портах, в отношении которых в подпункте 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость, носит характер текущего ремонта, проводимого на не приспособленных специально для этого стоянках в портах.
Доводы подателя жалобы получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций. Нормы материального и процессуального права суды применили правильно.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N А42-11432/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "А.Л.Е.К." - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.