Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 ноября 2010 г. N Ф07-3909/2010 по делу N А56-78053/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2011 г. N Ф07-3909/10 по делу N А56-78053/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2010 г. N Ф07-3909/2010 по делу N А56-78053/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Меткон" Пакконен И.И. (доверенность от 01.07.2010), от Правительства Санкт-Петербурга Николаевой М.Н. (доверенность от 14.01.2010), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Никитиной М.Ф. (доверенность от 12.09.2008), от общества с ограниченной ответственностью "Донк" Козиной Н.М. (доверенность от 21.09.2010),
рассмотрев 11.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Меткон" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2010 (судья Рагузина П.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 (судьи Медведева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А56-78053/2009,
установил:
закрытое акционерное общество "Меткон" (далее - ЗАО "Меткон") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.08.2009 N 914 "О проектировании и строительстве торгового комплекса, разделительной трансформаторной подстанции по адресам: Санкт-Петербург, Красносельский район, Старо-Паново, Таллиннское шоссе, участок 1 (юго-западнее пересечения с Рабочей улицей); участок 2 (юго-западнее пересечения с Рабочей улицей)" (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга N 914).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Санкт-Петербурга, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС), Прокурор Санкт-Петербурга, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Донк" (далее - ООО "Донк").
Решением суда первой инстанции от 29.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.07.2010, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Меткон", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.03.2010 и постановление от 28.07.2010 и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что суды не дали правовой оценки тому обстоятельству, что в отношении спорного земельного участка ЗАО "Меткон" получены в установленном порядке необходимые разрешения и согласования для получения испрашиваемого земельного участка для производства изыскательских работ и строительства гостиничного комплекса ранее, чем данный земельный участок был предоставлен ООО "Донк". ЗАО "Метком" считает, что суды неправомерно при разрешении настоящего дела применили положения земельного законодательства, определяющего порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта, в отношении ООО "Донк", и не дали правовой оценки отказа в применении названного порядка в отношении ЗАО "Меткон". С учетом того, что в отношении спорного земельного участка имеются две инвестиционные заявки, податель жалобы считает, что его предоставление как для проведения изыскательских работ, так и для строительства возможно только путем проведения торгов для обеспечения равной конкурентной борьбы между субъектами инвестиционной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Донк" просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель ЗАО "Меткон" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Правительства Санкт-Петербурга и ООО "Донк" просили оставить жалобу без удовлетворения. Представитель УФАС поддержал доводы ЗАО "Меткон".
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие прокурора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) (арендодатель) и ЗАО "Меткон" (арендатор) заключили договор аренды от 24.01.2003 N 08-ЗК-00186 земельного участка (Зона 11) кадастровый номер 78:8521:1006 по адресу: Санкт-Петербург, Старо-Паново, Таллинское шоссе, участок 13 (строительная площадка у дома 151), площадью 3 310 кв.м, для использования под автосервисный комплекс и торговый павильон сроком по 23.01.2006.
Между КУГИ (арендодатель) и ЗАО "Меткон" заключен договор аренды от 05.04.2005 N 08-ЗК-00662 земельного участка (Зона 11) кадастровый номер 78:8521:1003 по адресу: Санкт-Петербург, Старо-Паново, Таллинское шоссе, участок 12 (возле дома 151), площадью 9 660 кв.м, для использования под гостиничное хозяйство, оздоровительный центр, кафе, коммунальное хозяйство, торговую, производственную и складскую деятельность, автосервис, сроком по 04.03.2006. В пункте 2.3 договора стороны предусмотрели, что арендатор не вправе без согласия арендодателя возводить на участке здания, сооружения и иные объекты недвижимого имущества.
15.05.2006 ЗАО "Меткон" обратилось в Санкт-Петербургское государственное учреждение "Управление инвестиций" с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Старо-Паново, Таллинское шоссе, дом 147 (строительная площадка у дома 151), площадью 10 816 кв.м (участки 12 и 13), для строительства гостиничного комплекса.
01.11.2006 ООО "Донк" также обратилось с заявлением о предоставлении данного земельного участка для строительства многофункционального торгового комплекса.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1343 "О проведении изыскательских работ на земельном участке, расположенном по адресу: Красносельский район, Старо-Паново, Таллинское шоссе, участок 1 (юго-западнее пересечения с Рабочей ул.)" ООО "Донк" разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке площадью 22 324 кв.м с кадастровым номером 78:40:8521:19 в целях определения возможности проектирования и строительства торгового комплекса. Во исполнение указанного постановления КУГИ и ООО "Донк" заключили договор аренды земельного участка от 07.12.2007 N 08/ЗКИ-000077 на проведение изыскательских работ.
Распоряжением от 10.10.2008 N 270-рп Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга утвердил проект границ земельного участка для ООО "Донк", а распоряжением от 27.10.2008 N 3943 - акт о выборе земельного участка для строительства.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 914 ООО "Донк" установлены инвестиционные условия при проектировании и строительстве торгового комплекса на земельном участке площадью 22 003 кв.м с кадастровым номером 78:40:8521:21; распределительной трансформаторной подстанции на земельном участке площадью 305 кв.м с кадастровым номером 78:40:8521:22, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, Старо-Паново, Таллиннское шоссе, участок 1 и 2 соответственно. Во исполнение данного постановления КУГИ и ООО "Донк" заключили договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 09.10.2009 N 08/ЗКС-00108 для осуществления инвестиционного проекта и строительства торгового комплекса.
ЗАО "Меткон" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления недействительным, ссылаясь на то, что его принятие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере инвестиционной деятельности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, признав оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга N 914, принятым в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства. Процедуру предоставления ООО "Донк" земельного участка для проведения изыскательских работ и для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта суд признал, соответствующей установленному земельным законодательством порядку. Суд в результате анализа норм антимонопольного законодательства, оценки фактических обстоятельств и доказательств по настоящему делу сделал вывод о том, что положения оспариваемого ненормативного правового акта не влекут для заявителя последствий в виде недопущения, ограничения или ущемления интересов в сфере инвестиционной деятельности. Кроме того, суд установил, что заключенные между КУГИ и ЗАО "Меткон" договоры аренды земельных участков от 24.01.2003 N08-3К-00186, от 05.04.2005 N 08-3К-00662 прекращены, что свидетельствует об отсутствии у ЗАО "Меткон" каких-либо прав на спорный земельный участок в связи с чем оспариваемое постановление Правительства Санкт-Петербурга N 914 не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10 дано толкование статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) применительно к порядку предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения, когда имеется более одного претендента на получение такого участка. Указанные статьи Земельного кодекса применены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
В соответствии с пунктом 5.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" при обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела нормы материального права применены без учета их толкования, содержащегося в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд кассационной инстанции не может признать обжалуемые судебные акты законными.
При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть толкование подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, данное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, принять законное и обоснованное решение, в зависимости от которого распределить судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2010 по делу N А56-78053/2009 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.