Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 ноября 2010 г. N Ф07-11154/2010 по делу N А56-53215/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" Кузьмина О.А. (доверенность от 01.10.2010 N 368/10), от общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" Потуданского М.Б. (доверенность от 31.12.2009 N 06/О),
рассмотрев 15.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2010 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 (судьи Жиляева Е.В., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А56-53215/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл") 51 339 руб. 26 коп. задолженности по договору от 19.01.2007 N 700041.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2010, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Газпромтранс", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, экспедиторские услуги, оказанные ООО "Газпромтранс" по транспортной железнодорожной накладной N ЭТ 001225, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставке 18%, поскольку представленные ответчиком документы однозначно не свидетельствуют о том, что услуги ООО "Газпромтранс" оказывались в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта. Истец также указывает, что в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов он не располагал и не мог располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, подтверждающими факт помещения товара под таможенный режим экспорта. Поэтому ООО "Газпромтранс" обоснованно не применило ставку 0%, а включило в цену оказанных ответчику услуг сумму НДС по ставке 18% в сумме 51 339 руб. 26 коп.
В отзыве ООО "Трансойл" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что доводы кассационной жалобы необоснованны и не соответствуют фактическим данным, содержащимся в представленных документах и подтверждающих факт помещения спорного груза под таможенный режим экспорта до момента оказания услуг.
В судебном заседании представитель ООО "Газпромтранс" поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "Трансойл" - доводы отзыва на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Газпромтранс" (экспедитор) и ООО "Трансойл" (клиент) заключен договор N 700041, по условиям которого экспедитор по поручению клиента обязуется оказать услуги по организации перевозок грузов и их экспедированию на основании заявок клиента.
Сторонами 01.07.2008 подписано дополнительное соглашение N 08/13, согласно которому экспедитор обязуется оказать транспортно-экспедиторские услуги, связанные с организацией перевозки грузов (дизельное топливо) железнодорожным транспортом со станции Никольское Юго-Восточной ж.д. на станцию Новороссийск-Экспорт Северо-Кавказской ж.д.
По заявке от 28.07.2008 N 3/08 ответчик оказал истцу услуги по организации перевозки груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭТ001225 по маршруту ст. Никольское ЮВЖД - ст. Новороссийск-Экспорт СКЖД.
Стоимость оказанных услуг составила 285 218 руб. 14 коп., в том числе 51 339 руб. 26 коп. НДС, что подтверждается актом от 31.08.2008 N 0207-08/1 и счетом-фактурой от 31.08.2008 N НФ-0024469.
ООО "Трансойл" оплатило оказанные ООО "Газпромтранс" услуги в сумме 285 218 руб. 14 коп., о чем свидетельствует платежное поручение от 03.07.2009 N 512.
Отказ ООО "Трансойл" от уплаты суммы НДС в размере 51 339 руб. 26 коп. явился основанием для обращения ООО "Газпромтранс" в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, основываясь на том, что операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подлежат обложению НДС по ставке 0% при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ обложение НДС по ставке 0% производится при реализации:
- товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
- работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Из вышеприведенных норм следует (как правильно указали судебные инстанции), что операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат обложению НДС по ставке 0% при условии, когда соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 7205/07 указано, что применение налоговой ставки 0% по НДС при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс Российской Федерации связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта.
Судами установлено, что при осуществлении отгрузок товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта ООО "Трансойл" использовало порядок декларирования товаров, установленный статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации с применением периодического временного декларирования. Данный режим заключается в том, что сначала декларантом подается таможенная декларация и документы на товар (при этом допускается, что в момент подачи декларации товар еще не произведен), затем предъявляется таможенному органу товар и лишь после фактического вывоза товара подается полная грузовая таможенная декларация.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 04.03.2008 N 16581/07, для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при обложении НДС операций по реализации услуг, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ и иных подобных услуг, необходимо соотнести даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта. При этом под датой помещения товара под таможенный режим экспорта понимается дата выпуска товара в таможенном режиме экспорта, проставляемая на временных таможенных декларациях.
Таким образом, товар считается помещенным под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенным органом на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "Выпуск разрешен".
Из материалов дела следует и судами установлено, что ООО "Газпромтранс" оказало ООО "Трансойл" услуги по транспортировке груза по транспортной железнодорожной накладной N ЭТ001225 со ст. Никольское до станции Новороссийск-Экспорт Северо-Кавказской ж.д. с целью его последующего вывоза судами за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта через морские порты. В транспортной железнодорожной накладной N ЭТ001225 имеется отметка "Экспорт", указан номер временной грузовой таможенной декларации 100006031/220708/0002745, а также штамп "Выпуск разрешен", заверенный подписью и личной номерной печатью должностного лица Тамбовской таможни (том 1, лист 95). Оформление указанной железнодорожной накладной соответствует требованиям действующего таможенного законодательства.
Во временной грузовой таможенной декларации 100006031/220708/0002745 имеется штамп Центральной энергетической таможни "Выпуск разрешен" с данной проставления 23.07.2008.
Судами также установлено, что счет-фактура выставлена ООО "Газпромтранс" в адрес ООО "Трансойл" после декларирования экспортируемого товара на Тамбовской таможне, то есть после помещения товара под таможенный режим экспорта.
При таких условиях суды сделали обоснованный вывод о том, что на момент оказания ООО "Газпромтранс" услуг по обеспечению транспортировки нефти по названной накладной, данный товар был помещен под таможенный режим экспорта, и операции по своему характеру осуществлены в отношении экспортного товара. Следовательно, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ к данным операциям подлежит применению ставка НДС 0%.
В кассационной жалобе ООО "Газпромтранс" ссылается на то, что представленные ответчиком документы однозначно не свидетельствуют об оказании услуг в отношении товара, помещенного под таможенный режим экспорта. Истец указывает, что в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов он не располагал и не мог располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, подтверждающими факт помещения товара под таможенный режим экспорта.
Кассационная инстанция считает данную позицию истца необоснованной.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора N 700041 клиент обязан не позднее 15 дней, а при перевозке в прямом смешанном сообщении не позднее 20 дней до планируемой даты начала перевозки и не позднее 7 дней до планируемой даты начала перевозки (при формировании срочного плана перевозчика) предоставить экспедитору заявку на оказание услуг.
В направленной в адрес экспедитора (ООО "Газпромтранс") заявке от 28.07.2008 N 3/08 на оформление плана на перевозку грузов по договору N 700041 (том 1, лист 52), в графе "Вид сообщения" указано "Экспорт", а в графе "Наименование страны назначения" - "Италия".
Согласно пункту 2.4.1 клиент обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего запроса экспедитора предоставить (обеспечить предоставление) с помощью факсимильной связи последнему копии железнодорожных перевозочных документов грузополучателей.
Как указывалось выше, в представленной железнодорожной транспортной накладной N ЭТ001225 также имеется отметка "Экспорт", указан номер временной грузовой таможенной декларации 100006031/220708/0002745, а также штамп "Выпуск разрешен", заверенный подписью и личной номерной печатью должностного лица Тамбовской таможни.
Согласно пункту 2.1.3 договора клиент несет ответственность за достоверность сведений , указанных в заявке.
В силу пункта 4.3.1 договора экспедитор вправе приостановить исполнение своих обязательств в случае непредставления клиентом копий и/или оригиналов документов, подлежащих обязательному предоставлению экспедитору.
Истец в кассационной жалобе не оспаривает факт исполнения ООО "Трансойл" своих обязательств по договору в части представления необходимых документов. Так, истец не ссылается на то, что заявка на перевозку, а также железнодорожные перевозочные документы не были представлены ответчиком либо представлены с нарушением срока.
Таким образом, ответчик после помещения товара под режим "экспорта" предоставил в заявке истцу достоверные сведения о виде сообщения "Экспорт".
Материалами дела подтверждается, что необходимые документы ООО "Трансойл" представлены истцу, а последним оказаны услуги.
При таких условиях кассационная инстанция признает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что на момент выставления счета-фактуры от 31.08.2008 N НФ-0024469 он не знал и не мог знать об оказании услуг в отношении экспортного товара, поскольку из представленных клиентом в адрес экспедитора документов следует обратное.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы обжалуемых судебных актов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а по своей сути сводятся к несогласию с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Однако это обстоятельство не может служить основанием для отмены решения и постановления судов. Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу N А56-53215/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
|
Н.Г. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.