Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2010 г. N Ф07-10892/2010 по делу N А56-13974/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОСТ Банкеринг" Титок М.А. (доверенность от 01.12.2009), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Изюмовой Н.Н. (доверенность от 07.07.2010 N 03-09), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Поляковой Н.В. (доверенность от 09.03.2010 N 14-54),
рассмотрев 15.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОСТ Банкеринг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2010 по делу N А56-13974/2010 (судья Левченко Ю.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОСТ Банкеринг" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция), выразившегося в неисполнении обязанности по передаче документов, связанных с контролем за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности Общества, в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - Инспекция N 1) и неисполнении обязанности по передаче в Инспекцию N 1 информации о необходимости произвести возмещение 761 253 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за июль 2007 года, а также об обязании Инспекции N 1 принять решение о возмещении Обществу указанной суммы налога и возвратить ее с начислением и уплатой 140 197 руб. 42 коп. процентов.
Решением суда от 17.06.2010 производство по делу в части требования об обязании Инспекции N 1 принять решение о возмещении Обществу 761 253 руб. за июль 2007 года прекращено. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, уточненной в судебном заседании, Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить решение от 17.06.2010 и направить дело на новое рассмотрение.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество 20.08.2007 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за июль 2007 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 761 253 руб. налога. Инспекция по данной налоговой декларации решение не приняла.
В связи изменением Обществом места нахождения 05.10.2007 оно снято с налогового учета в Инспекции и поставлено на учет в Инспекцию N 1.
Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции в части непринятия решения о возмещении 761 253 руб. НДС за июль 2007 года и об обязании Инспекции N 1 принять решение о возмещении Обществу спорной суммы налога. В судебном заседании, состоявшемся 30.03.2009, в рамках дела N А56-35900/2008 представитель Общества отказался от требований в части обязания Инспекции N 1 принять решение о возмещении Обществу НДС за июль 2007 года в размере 761 253 руб. и просил обязать Инспекцию принять решение о возмещении Обществу спорной суммы налога.
Заявленный отказ от требований был принят судом.
Решением от 28.05.2009 по делу N А56-35900/2008 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области прекратил производство по делу в части заявленного требования Общества об обязании Инспекции N 1 принять решение о возмещении Обществу 761 253 руб. НДС за июль 2007 года, а также признал незаконным бездействие Инспекции в части непринятия решения о возмещении Обществу 761 253 НДС за июль 2007 года и обязал Инспекцию принять такое решение.
Во исполнение решения суда от 28.05.2009 по делу N А56-35900/2008 Инспекция приняла решение от 29.06.2009 о возмещении 761 253 руб. НДС за июль 2007 года, но для исполнения в орган Федерального казначейства это решение не направила.
Кроме того, в решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 17.11.2009 N 45997 Инспекция уведомила Общество о невозможности проведения возврата в связи со снятием Общества с налогового учета в Инспекции и постановкой его на налоговый учет в Инспекции N 1.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10.11.2009 N 41/22/77698/17/2009 возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС N 000774646 по делу N А56-35900/2008 об обязании Инспекции принять решение о возмещении Обществу НДС за июль 2007 года в размере 761 253 руб. Данное исполнительное производство окончено 02.12.2009 в связи с исполнением должником решения суда.
Поскольку спорная сумма налога не возвращена, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд отказал в признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неисполнении обязанности по передаче документов, связанных с контролем за осуществлением Обществом финансово-хозяйственной деятельности в Инспекцию N 1, поскольку Обществом в соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлено доказательств, что Инспекция не передала спорные документы после постановки Общества на налоговый учет в Инспекцию N 1.
Суд не нашел оснований для удовлетворения требования Общества и в части признания незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неисполнении обязанности по передаче в Инспекцию N 1 информации о необходимости произвести Обществу возмещение 761 253 руб. НДС за июль 2007 года, сославшись при этом на положения статей 198 и 201 АПК РФ и на то, что обязанность по принятию решения о возмещении Обществу 761 253 руб. НДС за июль 2007 года в порядке статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) была возложена судом в рамках дела N А56-35900/2008 на Инспекцию.
Суд первой инстанции прекратил производство по настоящему делу в части заявленного требования Общества об обязании Инспекции N 1 принять решение о возмещении Обществу 761 253 руб. НДС за июль 2007 года, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ, так как установил, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.05.2009 по делу N А56-35900/2008 производство по делу в указанной части было прекращено в связи с отказом Общества от этих требований.
Кроме того, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования заявителя об обязании Инспекции N 1 возвратить Обществу спорную сумму налога с начислением и уплатой процентов за нарушение срока возврата НДС, поскольку вступившим в законную силу решением суда от 28.05.2009 по делу N А56-35900/2008 обязанность по принятию решения о возмещении НДС за июль 2007 года была возложена на Инспекцию как на лицо, допустившее бездействие в части непринятия своевременного решения о возмещении указанного налога Обществу. Суд также сослался на то обстоятельство, что Общество с заявлением о возврате в Инспекцию N 1 не обращалось.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Кассационная инстанция считает, что вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по возмещению НДС и выплате Обществу соответствующих процентов не может быть возложена на Инспекцию N 1, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Инспекция в нарушение требований пунктов 7, 8, 9, 10 статьи 176 НК РФ не направила решение от 29.06.2009 о возмещении 761 253 руб. НДС за июль 2007 года для исполнения в органы Федерального казначейства.
В соответствии с положениями пункта 7 НК РФ решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
Пунктом 8 статьи 176 НК РФ установлено, что поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 9 и пункту 1 статьи 30 НК РФ, а также статьям 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" одним из участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, выступают налоговые органы, которые составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.
Инспекция и Инспекция N 1 входят в единую централизованную систему налоговых органов Российской Федерации, в связи с чем передача документов по налогоплательщикам из одного подразделения в другое не может служить основанием для нарушения их законных прав.
В данном случае налоговый орган не обеспечил исполнение требований закона о праве налогоплательщика на возврат спорной суммы НДС и процентов.
Кроме того, установленный статьей 176 НК РФ порядок начисления процентов и их перечисления налогоплательщику предусматривает возврат сумм налога и выплату процентов за счет средств бюджета, а не конкретного налогового органа.
После постановки заявителя на налоговый учет в Инспекции N 1 (05.10.2007) обязанность по возврату Обществу НДС и процентов за несвоевременный возврат НДС (не исполненная налоговым органом по прежнему месту налогового учета) не прекратилась и не изменилась, а перешла к Инспекции N 1 по новому месту учета налогоплательщика.
Таким образом, именно Инспекция N 1 (по новому месту налогового учета налогоплательщика) обязана совершить действия по возмещению налога, а также начислению и выплате соответствующих процентов.
С учетом того, что суд не проверял наличие у Общества задолженности перед бюджетом, а также расчет процентов, решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо установить наличие (отсутствие) задолженности Общества перед бюджетом, проверить расчет процентов, применить нормы права, подлежащие применению, и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.06.2010 по делу N А56-13974/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.