Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2010 г. N Ф07-10216/2010 по делу N А66-8989/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Кострецкой С.Н. (доверенность от 15.09.2010 N 249),
рассмотрев 20.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2009 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Ралько О.Б., Матеров Н.В., Тарасова О.А.) по делу N А66-8989/2009,
установил:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Добшо" (далее - Хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Тверской области (далее - Управление), выразившихся в постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 69:340000017:307 и 69:340000017:308.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Землеустроительная компания "Титул" (далее - Общество), сельскохозяйственный производственный кооператив "Бор" (далее - Кооператив), Солодков Сергей Павлович, Николаева Наталья Геннадьевна.
Решением от 07.12.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 69:340000017:307 и 69:340000017:308 и обязал его устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Хозяйства путем внесения соответствующих исправлений в государственный кадастр недвижимости в течение пяти рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Управление обжаловало решение от 07.12.2009 в апелляционном порядке.
Определением от 25.05.2010 апелляционный суд произвел процессуальное правопреемство, заменив Управление на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - также Управление).
Постановлением апелляционного суда от 01.06.2010 решение от 07.12.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как указывает податель жалобы, для осуществления кадастрового учета был представлен весь предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) перечень документов и соблюден порядок постановки земельных участков на кадастровый учет; оснований для приостановления и отказа в государственном кадастровом учете спорных земельных участков, предусмотренных статьями 26, 27 Закона о кадастре недвижимости, не имелось; действия Управления по постановке на кадастровый учет земельных участков сводятся к техническому оформлению участков как объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте его слушания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Исполнительного комитета Торопецкого районного Совета народных депутатов от 25.06.1991 N 140 коллективу кооператоров "Добшо" для ведения коллективного крестьянского хозяйства из землепользования совхоза "Скворцовский" предоставлен земельный участок площадью 2821,0 га. Согласно государственному акту на право пользования землей от 11.07.1991 серии А-I N 036652 вышеназванные земли закреплены за коллективным крестьянским хозяйством "Добшо" в бессрочное и бесплатное пользование.
На основании постановления главы администрации Торопецкого района Тверской области от 26.11.1993 N 254 коллективное крестьянское хозяйство "Добшо" перерегистрировано в Хозяйство.
Согласно кадастровому паспорту от 01.08.2008 указанный земельный участок (почтовый адрес - Тверская область, Торопецкий район, сельское поселение Скворцовское), площадь которого составила 2832,0 га, 14.05.2004 внесен в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 69:34:0000017:262. Границы участка не установлены.
Хозяйству в июне 2009 года стало известно о том, что третьими лицами предпринимаются действия по установлению границ двух земельных участков, расположенных в пределах его землепользования вдоль берега озера Добшо, и по постановке этих участков на государственный кадастровый учет.
Как установлено судами обеих инстанций, на основании свидетельства от 05.08.2008 о праве на наследство по закону Николаева Н.Г. является собственником земельной доли размером 9,9 га земельного участка Кооператива с кадастровым номером 69:34:0000017:257, находящегося в Скворцовском сельском поселении Торопецкого района Тверской области.
Солодков К.С. (доверенное лицо Николаевой Н.Г.) опубликовал в газете "Тверские ведомости" от 27 февраля - 05 марта 2009 года N 9 (1741) объявление, в котором сообщалось о проведении 31.03.2009 общего собрания участников долевой собственности Кооператива по вопросам определения местонахождения части земельного участка, предназначенной для выделения в счет земельных долей в праве общей долевой собственности и выбора уполномоченного представителя от лица собственников земельных долей по согласованию границ земельных участков. Данное собрание признано неправомочным в связи с неявкой участников общей долевой собственности Кооператива.
Солодковым К.С. в газете "Тверские ведомости" от 10 - 16 апреля 2009 года N 15 (1747) размещено объявление о выделении участником общей долевой собственности Николаевой Н.Г. в натуре земельных участков в счет одной доли площадью 9,9 га; указано местоположение выделяемых земельных участков - 50 м на восток от деревни Скворцово (земельный участок площадью 6,4 га) и 800 м на восток от деревни Скворцово (земельный участок площадью 3,5 га). На данное объявление возражения в течение 31 дня не поступили.
Общество 06.04.2009 произвело межевание земельных участков под кадастровыми номерами 69:34:0000017:257 (А) и 69:34:0000017:257 (Б), составило их описание.
Доверенное лицо Николаевой Н.Г. обратилось в территориальный отдел N 15 Управления с заявлением о постановке спорных земельных участков на государственный кадастровый учет.
Хозяйство 29.06.2009 просило Управление о приостановлении кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 69:34:0000017:257 (А) и 69:34:0000017:257 (Б).
Письмом от 31.07.2009 N 4295/20 Управление отказало в приостановлении кадастрового учета, указав на отсутствие на то правовых оснований. Спорные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 15.07.2009.
Не согласившись с действиями Управления, Хозяйство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды обеих инстанций удовлетворили заявление, так как пришли к выводу о том, что выдел спорных земельных участков произведен не из земельного участка Кооператива с кадастровым номером 69:34:0000017:257, а из земель Хозяйства с кадастровым номером 69:34:0000017:262. Кроме того, суды указали, что в состав земельного участка с кадастровым номером 69:34:0000017:308 (предыдущий номер 69:34:0000017:257) вошли земли, занятые лесным массивом; спорные земельные участки вплотную примыкают к автодороге Торопец - Озерец. Таким образом, участки образованы из земель, имеющих различную категорию, что является основанием для отказа в их постановке на государственный кадастровый учет; постановка на кадастровый учет произведена с нарушением федерального закона и нарушает права и законные интересы Хозяйства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона о кадастре недвижимости.
Основания для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет предусмотрены в статье 27 указанного Закона. К числу таких оснований, в частности, относится несоответствие заявления о кадастровом учете или необходимых для кадастрового учета документов по форме либо содержанию требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 37 Закона о кадастре недвижимости в результате кадастровых работ заказчику передается, в том числе, межевой план. Межевой план является необходимым документом для проведения кадастрового учета (пункт 2 части 1 статьи 22 Закона о кадастре недвижимости).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости).
В силу части 3 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, если в соответствии со статьей 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Как следует из части 1 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 названной статьи в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Если такие документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Судами обеих инстанций установлено, что выдел земельных участков Николаевой Н.Г. должен быть осуществлен в границах землепользования Кооператива, не имеющего выхода к озеру Добшо и находящегося от него на несколько километров севернее. Между тем в соответствии с картографическими материалами, проектом перераспределения земель, планом землепользования Кооператива спорные участки выделены с южной стороны озера.
Начальником территориального отдела N 15 Управления выявлены нарушения, допущенные при межевании земельных участков, которые отражены в служебной записке от 03.07.2009 N 758, адресованной руководителю Управления: отмежеванные земельные участки фактически расположены в границах Хозяйства, часть земельного участка отмежевана из земель лесного фонда.
Кроме того, оба земельных участка непосредственно примыкают к автодороге Торопец - Озерец, то есть захватывают полосу отвода автодороги. При этом согласование границ с Торопецким лесничеством Тверской области и с государственным учреждением "Дирекция территориального дорожного фонда" при межевании участков не производилось.
Учитывая указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу, что выдел спорных земельных участков фактически произведен не из земельного участка Кооператива с кадастровым номером 69:34:0000017:257, как это указано в кадастровых выписках о спорных земельных участках, а из землепользования Хозяйства с кадастровым номером 69:34:0000017:262; постановка на кадастровый учет спорных земельных участков произведена с нарушением пункта 2 части 2, пункта 6 части 3 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов относительно имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2009 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А66-8989/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.