Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2010 г. N Ф07-10171/2010 по делу N А56-84511/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Техно-альянс" Бутяга М.А. (доверенность от 01.06.2010), от Санкт-Петербургской таможни Колягиной А.П. (доверенность от 24.12.2009 N 06-21/26120),
рассмотрев 18.10.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2010 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-84511/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Техно-альянс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата 182 153 руб. на его расчетный счет.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2010, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права - статей 353 и 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). По мнению подателя жалобы, таможенный орган правомерно не произвел возврат излишне уплаченных таможенных платежей в связи с непредставлением Обществом всех необходимых документов.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Из материалов дела следует, что Балтийская таможня направила Обществу требование от 17.06.2008 N 133 об уплате 155 939 руб. 87 коп. таможенных платежей и 18 797 руб. 25 коп. пеней, в связи с неисполнением которого приняла решение от 28.07.2008 N 45 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Впоследствии Балтийская таможня направила в адрес Таможни письмо от 08.10.2008 N 15-06/21082 "О погашении задолженности за счет остатков авансовых денежных средств", в котором просило в случае наличия остатков денежных средств на счете Общества произвести зачет задолженности по решению от 28.07.2008 N 45.
Таможня приняла решение от 29.10.2008 N 27-39/16831 о зачете авансовых платежей Общества в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней в сумме 182 153 руб. 01 коп. в связи с неисполнением требования Балтийской таможни от 17.06.2008 N 133.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2009 по делу N А56-48255/2008 признано недействительным решение Балтийской таможни от 28.07.2008 N 45 о взыскании с Общества денежных средств в бесспорном порядке.
Общество обратилось в Таможню с заявлением от 20.10.2009 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 182 153 руб.
Письмом от 26.10.2009 N 27-39/21472 Таможня оставила заявление Общества без рассмотрения в связи с непредставлением документов, перечень которых утвержден приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" (далее - Приказ N 607), а именно:
заявления, оформленного в соответствии с Приложением 2 к Приказу N 607;
оригинала платежного поручения N 4 от 14.01.2008;
заверенного в установленном порядке (нотариально) образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств.
Общество оспорило отказ Таможни в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества, сделав вывод о нарушении таможенным органом положений статьи 355 ТК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов (пункт 8 статьи 355 ТК РФ). Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей осуществляется применительно к порядку возврата с учетом положений пункта 9 статьи 355 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 356 ТК РФ (пункт 7 статьи 355 ТК РФ).
Согласно пункту 9 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В указанном случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что у таможенного органа на момент принятия решения "О возврате денежных средств", выраженного в письме от 26.10.2009 N 27-39/21472, отсутствовали основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 355 ТК РФ для отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей.
Из материалов дела усматривается, что при обращении в Таможню с заявлением о возврате денежных средств Общество представило все необходимые документы, перечень которых утвержден Приказом N 607, для осуществления возврата излишне взысканных таможенных платежей.
При этом суды двух инстанций установили, что заявление Общества о возврате таможенных платежей подписано директором, скреплено печатью, к нему приложена банковская карточка с образцом подписи генерального директора, заверенной в установленном порядке, в связи с чем суды признали необоснованным довод таможенного органа о непредставлении Обществом заверенного в установленном порядке образца подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств.
При таких обстоятельствах правомерны выводы судебных инстанций о несоответствии оспариваемого решения таможенного органа положениям статьи 355 ТК РФ, которой не предусмотрено принятие решения об оставлении без рассмотрения заявления о возврате излишне взысканных таможенных платежей.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.02.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2010 по делу N А56-84511/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.