Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 октября 2010 г. N Ф07-8381/2010 по делу N А21-11871/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2010 г. N Ф07-8381/2010 по делу N А21-11871/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Общества генерального директора Первухина В.А. (протокол внеочередного общего собрания участников от 05.08.2008 N 1/2008), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2009 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-11871/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Клуб охотников и рыболовов "Человек и фауна" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее - Управление Росрегистрации) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора от 17.10.2008 N 101-о аренды лесного участка; обязании Управления Росрегистрации произвести государственную регистрацию права аренды по указанному договору.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство).
Решением от 21.12.2009 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 названное решение оставлено без изменения.
С кассационной жалобой на указанные судебные акты обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (далее - Управление Росреестра), ходатайствующее о замене Управления Росрегистрации в связи с реорганизацией на Управление Росреестра.
Кассационная инстанция считает возможным удовлетворить данное ходатайство и заменить Управление Росрегистрации в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства на Управление Росреестра.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Как указывает податель жалобы, на государственную регистрацию Обществом не были представлены документы, подтверждающие правомерность заключения договора от 17.10.2008 N 101-о аренды лесного участка в упрощенном порядке (без проведения аукциона), а именно предыдущий договор аренды от 31.01.2002 N 2; для государственной регистрации договора аренды необходимо также было представить заявление от имени Российской Федерации о государственной регистрации права собственности на лесной участок и кадастровый паспорт лесного участка.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что представленный на государственную регистрацию договор аренды был заключен в порядке переоформления ранее заключенного договора аренды участка лесного фонда, поэтому проведения аукциона не требовалось; в силу положений Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) государственная регистрация договоров аренды лесных участков, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без предоставления кадастрового плана или кадастрового паспорта.
От Управления Росреестра поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Управление Росреестра и Агентство о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Управления Росреестра не может служить препятствием для рассмотрения дела в данном судебном заседании.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Агентство (арендодатель) и Общество (арендатор) со ссылкой на статьи 25, 36 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, пункт 2 статьи 4 Вводного закона, приказ Агентства от 13.10.2008 N 209 и постановление Правительства Калининградской области от 29.08.2001 N 345 подписали договор от 17.10.2008 N 101-о аренды лесного участка общей площадью 548,0 га, находящегося в Славянском участковом лесничестве областного государственного учреждения "Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области" Полесского лесничества, кварталы N 1, 2, 4-18, для использования в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты сроком по 30.01.2027.
Согласно пункту 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1, 2, 5 к договору.
В августе 2009 года Общество обратилось в Управление Росрегистрации за государственной регистрацией договора.
Уведомлением от 24.08.2009 регистрирующий орган сообщил о приостановлении государственной регистрации договора в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие соблюдение процедуры заключения договора аренды лесного участка (на аукционе); заявление от имени Российской Федерации на государственную регистрацию права собственности на лесной участок, выписки из реестра федерального имущества и документ об уплате государственной пошлины за данную регистрацию; кадастровый план.
Уведомлением от 24.09.2009 Управление Росрегистрации со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) сообщило об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка, поскольку не устранены причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации договора.
Общество, считая данный отказ регистрирующего органа незаконным, поскольку договор от 17.10.2008 N 101-о подписан в результате переоформления ранее заключенного договора аренды участков лесного фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
В силу статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации прав являются, в частности, сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В ходе государственной регистрации прав на недвижимое имущество регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных документов и проверяет законность сделки.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации (2006 года) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 74 Кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи.
В силу пунктов 1, 2 статьи 4 Вводного закона договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009, для чего лесопользователи подают заявления о переоформлении таких договоров.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации установлен приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 "Об утверждении порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации". Согласно утвержденному порядку пользователь подает в компетентный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о переоформлении, по результатам рассмотрения которого выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка. Данное решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324.
Как видно из материалов дела, договор от 17.10.2008 N 101-о аренды лесного участка заключен в порядке переоформления договора от 31.01.2002 N 2 аренды участков лесного фонда на основании приказа Агентства от 13.10.2008 N 209. В таком случае суд пришел к правильному выводу, что проведения аукциона для заключения договора от 17.10.2008 N 101-о не требовалось.
В силу пункта 4 статьи 4 Вводного закона для приведения договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации не требуется проведение государственного кадастрового учета лесных участков. Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, приведенных в соответствие с названным Кодексом, осуществляется без предоставления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (пункт 3 статьи 4.3 Вводного закона).
Кроме того, в материалах дела имеется свидетельство от 26.07.2006 серии 39-АА N 390536 о государственной регистрации 07.07.2006 права собственности Российской Федерации на земельный участок для ведения лесного хозяйства (в границах Полесского лесхоза) площадью 34 538,0 га (земли лесного фонда).
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что представленный на государственную регистрацию договор от 17.10.2008 N 101-о аренды лесного участка по форме, содержанию и порядку заключения соответствовал требованиям лесного и гражданского законодательства с учетом положений Вводного закона, регулирующих порядок оформления арендных отношений по поводу лесных участков в переходный период.
Установив, что данный договор являлся надлежащим основанием для государственной регистрации права аренды, суд правомерно признал оспариваемый отказ Управления Росрегистрации незаконным и удовлетворил требования Общества.
В кассационной жалобе не содержится доводов, подтверждающих наличие установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов судом кассационной инстанции, в связи с чем обжалуемые решение и постановление должны быть оставлены в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2010 по делу N А21-11871/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.