Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 19 ноября 2010 г. N Ф07-10548/2010 по делу N А05-50/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Журавлевой О.Р., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 16.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Илим-ТНП" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.04.2010 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-50/2010,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Илим-ТНП" (далее - Общество, ООО "Илим-ТНП") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) от 30.10.2009 N 02-10/5270 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 21.12.2009 N 07-10/1/17684.
Решением суда от 19.04.2010 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Постановлением апелляционного суда от 30.06.2010 решение суда от 19.04.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты.
По мнению заявителя, факт вывоза товара на территорию Республики Беларусь и факт уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) подтвержден.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за второй квартал 2009 года, в которой отражены операции по реализации товаров в Республику Беларусь. Одновременно с данной декларацией Обществом представлен в Инспекцию пакет документов, подтверждающих, правомерность применения налоговой ставки ноль процентов, а также право на налоговые вычеты.
В результате проверки представленных декларации и документов Инспекция пришла к выводу, что Обществом не подтверждено право на применение нулевой ставки по НДС, так как фактически товар приобретен не налогоплательщиком Республики Беларусь, а ООО "Торговый Дом "Империал" Кыргызской Республики.
По мнению Инспекции, факт последующей реализации товара указанным покупателем налогоплательщику Республики Беларусь не является основанием для применения Обществом ставки ноль процентов, так как отсутствует факт реализации товара Обществом налогоплательщику Республики Беларусь.
По результатам проведенной проверки налоговым органом составлен акт от 25.09.2009 N 02-20/3967 и вынесено решение от 30.10.2010 N 02-10/5270, согласно которому Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в сумме 89 798 руб. 40 коп. Кроме того, данным решением заявителю доначислено 448 992 руб. НДС и 9 758 руб. 08 коп. пеней.
Решение Инспекции от 30.10.2009 N 02-10/5270, обжалованное Обществом в апелляционном порядке, оставлено вышестоящим налоговым органом без изменения решением от 21.12.2009 N 07-10/1/17684.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная коллегия считает выводы судов правильными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией указанных товаров.
Правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение), которым установлен особый порядок взимания НДС и предоставления права на применение налоговых вычетов.
В соответствии с пунктом 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося приложением к Соглашению, для обоснования применения ставки НДС 0% в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории одного государства на территорию другого государства, с отметкой налогового органа другого государства, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в установленном порядке, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Основанием предоставления налоговых вычетов в силу пункта 1 статьи 172 НК РФ являются счета-фактуры, выставленные продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Следовательно, для подтверждения права на налоговые вычеты по НДС налогоплательщик помимо документов, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ, обязан представить в налоговый орган документальное подтверждение правомерности применения нулевой ставки в порядке, установленном вышеназванным Соглашением.
Как следует из материалов дела Обществом (комитент), с комиссионером ЗАО "Илим Древ" (его правопреемник - ООО "Илим Тимбер Индастри") заключен договор комиссии от 24.12.2007, согласно которому комиссионер обязался за счет комитента совершать в интересах последнего от своего имени сделки по продаже товара комитента третьи лицам. В целях исполнения сделок комиссионер вправе заключать иные договоры (контракты) с третьими лицами.
В рамках названного договора комиссии комиссионером ООО "Илим Тимбер Индастри" заключены договоры с ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика) от 24.11.2008 N 28/1108 и от 06.04.2009, согласно которым продавец - ООО "Илим Тимбер Индастри" обязуется поставить покупателю ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика), а последний оплатить бумажные мешки производства ООО "Илим-ТНП".
Согласно дополнительным соглашениям к названным договорам от 06.04.2009 N 1 и от 17.03.2009 N 4 покупателем является ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика), поставка мешков бумажных осуществляется на условиях DAF станция Сураж-Белынковичи российско-белорусская граница, страна назначения - Беларусь. Оплата производится покупателем на основании счета, выставленного продавцом - ООО "Илим Тимбер Индастри".
На оплату отгруженного товара ООО "Илим Тимбер Индастри" предъявило покупателю - ООО "Торговый Дом "Империал" счета-фактуры от 26.03.2009 N 906/ИТ и N 907, от 30.03.2009 N 915/ИТ, от 23.04.2009 N 1346/ИТ и N 1430/ИТ.
Покупателем в данных счетах-фактурах значится ООО "Торговый Дом "Империал". Всего отгружено 90 000 мешков. Поставка мешков бумажных произведена на общую сумму в 3 454 650 руб. из расчета 7,677 рубля за один мешок.
Обществом в подтверждение отгрузки товара в экспортном режиме в Беларусь представлены вышеназванные договоры комиссии и поставки.
Кроме того в материалы дела представлен контракт от 20.03.2009 N 2003, заключенный ООО "Торговый Дом "Империал" с частным торговым предприятием "Инвестстройгрупп" (Республика Беларусь) на поставку мешков бумажных, производства ООО "Илим-ТНП", согласно которому грузоотправителем является ООО "Илим-ТНП", грузополучателем - ПРУП "Кричевцементношифер" и договор между частным торговым предприятием "Инвестстройгрупп" (Республика Беларусь) и конечным грузополучателем - ПРУП "Кричевцементношифер" на поставку мешков бумажных производства ООО "Илим-ТНП".
Согласно инвойсам к контракту N 2003 грузоотправителем является ООО "Илим-ТНП", поставщиком - ООО "Торговый Дом "Империал", грузополучателем - ПРУП "Кричевцементношифер".
В тексте заявления N 6 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в качестве продавцов товара указаны Общество и ООО "Торговый Дом "Империал", покупателем товара значится частное предприятие "Инвестстройгрупп", в строках "N контракта (договора)" и "дата контракта" указано "2003" и "20.03.2009", соответственно, и, как следует из материалов дела, имеются ссылки на инвойсы (счета-фактуры), оформленные на отгрузку товаров по договору от 20.03.2009 N 2003.
Из совокупности имеющихся в деле документов суды сделали правильный вывод, что представленным заявлением N 6 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов подтверждается поставка товара в рамках договора комиссии Обществом ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика), а налогоплательщику Республики Беларусь - частному предприятию "Инвестстройгрупп" поставка товара от ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика) по договору поставки непосредственно с ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика). Доказательств, подтверждающих, что Общество произвело экспортную поставку мешков бумажных в рамках заключенного договора комиссии суду не представлено. Сведения, содержащиеся в заявлении N 6 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, касаются поставки между ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика) и частным предприятием "Инвестстройгрупп" (Республики Беларусь).
Из представленного в материалы дела заявления N 6 о ввозе товаров и уплате косвенных налогов следует, что налогоплательщиком Республики Беларусь выступает покупатель - частное предприятие "Инвестстройгрупп". Суды обоснованно признали, что уплата налога указанным лицом не влияет на налоговые обязательства Общества, поскольку правомерность применения нулевой ставки может рассматриваться только при уплате налога покупателем заявителя с операций по реализации товаров Обществом своему покупателю. Частное предприятие "Инвестстройгрупп" (Республика Беларусь) является покупателем ООО "Торговый Дом "Империал" (Кыргызская Республика), а не Общества.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.04.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2010 по делу N А05-50/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Илим-ТНП" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.