Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 ноября 2010 г. N Ф07-11513/2010 по делу N А26-12396/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
рассмотрев 23.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Троллейбусное управление города Петрозаводска" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2010 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 (судьи Медведева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.) по делу N А26-12396/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Троллейбусное управление города Петрозаводска" (далее - Общества) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании 24 696 996 руб., составляющих межтарифную разницу за период с 01.01.2009 по 30.09.2009 по пассажирским перевозкам. Размер иска определен истцом как разница между стоимостью разовой поездки в троллейбусе и фактически установленной стоимостью, умноженной на количество пассажиров, перевезенных за этот период в общественном электротранспорте.
В качестве ответчиков к участию в деле привлечены муниципальное образование Петрозаводский городской округ (далее - Петрозаводский городской округ) в лице администрации Петрозаводского городского округа и публично-правовое образование Республика Карелия в лице Министерства финансов Республики Карелия. В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Петрозаводский городской совет.
Общество отказалось от иска к Республике Карелия, считая надлежащим ответчиком Петрозаводский городской округ.
Решением от 19.03.2010 производство по делу в части требований к публично-правовому образованию Республика Карелия прекращено, в удовлетворении требований к Петрозаводскому городскому округу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2010 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы оспаривает вывод судов о недоказанности требований о взыскании убытков. Общество указывает, что с января 2009 года произошел значительный рост регулируемого тарифа на электроэнергию, однако экономически обоснованный тариф был утвержден в размере 15 руб. только 15.12.2009, в результате чего Общество вынуждено было оказывать услуги по убыточным ценам. Как полагает податель жалобы, то обстоятельство, что решение Петрозаводского городского Совета, которым установлен тариф для Общества, не обжаловалось, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось с иском о взыскании убытков, которые, по его мнению, образовались в связи с применением в спорный период экономически необоснованного тарифа на перевозку пассажиров, утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Указ N 221) Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта). Установление цен (тарифов) на указанные услуги отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу Закона Республики Карелия от 26.12.2005 N 950-ЗРК "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Республики Карелия по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по регулированию цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.07 N 161-П предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении осуществляется путем установления предельных размеров тарифов за одну поездку.
Указом N 221 установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
В соответствии с уставом Петрозаводского городского округа утверждение тарифов на товары и услуги для организаций в порядке осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, федеральными законами и законами Республики Карелия отнесено к исключительной компетенции Петрозаводского городского Совета (статья 19).
Решением от 10.06.2008 N XXVI/XIX-316 XIX сессии XXVI созыва Петрозаводского городского Совета предельный тариф за одну поездку в общественном электротранспорте в городском сообщении Обществу утвержден в размере 12 руб. (том дела 1, лист 56). В период с июня 2008 года по декабрь 2009 года установленный тариф в размере 12 руб. не менялся.
Решением от 15.12.2009 36 сессии 26 созыва Петрозаводского городского Совета для Общества утвержден тариф в размере 15 руб. (том дела 1, лист 95).
Общество обращалось к Администрации с просьбой пересмотреть тариф в связи с увеличением на 50% тарифа на потребление электроэнергии, а также в связи с существенным повышением цен на материалы и комплектующие. Однако согласно протоколу от 15.12.2008 Петрозаводского городского Совета предложение об увеличении тарифа до 15 руб. отклонено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, полагает, что Обществом не представлены надлежащие доказательства причинения ему убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения.
Нормативный акт, устанавливающий тарифы, а именно - решение от 10.06.2008 N XXVI/XIX-316 XIX сессии XXVI созыва Петрозаводского городского Совета, не признан в установленном порядке недействительным.
Как следует из материалов дела и установлено судами, экономически обоснованный тариф для истца был рассчитан и рекомендован к рассмотрению уполномоченным органом - специализированной постоянно действующей межведомственной комиссией. При этом установленные тарифы не оспаривались и не признаны в установленном порядке недействительными. Кроме того, размер тарифа, установленный Петрозаводским городским Советом в соответствии с возложенными на него полномочиями, не обжаловался ни Обществом, ни иными заинтересованными лицами и не признан в установленном законом порядке недействительным или незаконным.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков истец должен представить доказательства их наличия в заявленном к взысканию размере, а также доказательства причинной связи между понесенными убытками и неправомерными действиями ответчика.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств в подтверждение обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу N А26-12396/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Троллейбусное управление города Петрозаводска" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.И. Кириллова |
|
И.М. Тарасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.