Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 декабря 2010 г. N Ф07-12144/2010 по делу N А26-12369/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В., при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Семеновой Я.Б. (доверенность от 01.09.2010 N 38),
рассмотрев 29.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Лоухский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2010 (судья Кудрявцева Н.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 (судьи Мельников Н.И., Барканова Я.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-12369/2009,
установил:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Лоухского муниципального района (далее - Администрация), администрации Лоухского городского поселения, муниципальному образованию "Лоухский муниципальный район" (далее - Муниципальное образование) о взыскании 230 469 руб. 23 коп. задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию за период с 23.11.2007 по 15.05.2009 на основании актов о бездоговорном пользовании электроэнергии от 10.09.2009 N 27, 30, 33, 36, 39.
Решением суда от 21.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.08.2010, исковые требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты. Податель жалобы ссылается на то, что не потреблял электрическую энергию и не может быть ответчиком по данному делу. Муниципальные жилые помещения переданы нанимателям по договорам социального найма или находятся в собственности, а Муниципальное образование занимается в границах находящегося в его ведении поселения только организацией электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. По мнению Администрации, в соответствии с уставом она является исполнительно-распорядительным органом и исполняет бюджет Лоухского муниципального образования.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы Администрации несостоятельными, просил оставить судебные акты без изменения.
Ответчики о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда первой и постановления апелляционной инстанций проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) постановлением Правительства Республики Карелия от 30.09.2008 N 209-П утвержден перечень муниципального имущества Лоухского муниципального района, передаваемого в муниципальную собственность Лоухского городского поселения. В его состав включены и жилые дома, находящиеся по адресу: поселок городского типа Лоухи, переулок Рабочий, дома 13, 16, 18, 20, 22. Пунктом 2 указанного постановления установлено, что право собственности на имущество, передаваемое в муниципальную собственность городского поселения, возникает со дня вступления в силу постановления. Таким образом, право муниципальной собственности Лоухского городского поселения на указанное имущество возникло с 30.09.2008.
Соглашением N 1 о передаче полномочий между администрацией Лоухского городского поселения и Администрацией последняя приняла к исполнению полномочия по организации в границах Лоухского городского поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом за счет субвенций, предоставляемых из бюджета поселения в бюджет района на срок с 01.01.2008 по 31.12.2008, а соглашением от 27.09.2008 N 1 обязательства Администрации продлены на период с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 26.11.2007 Администрация обязана обеспечить предоставление теплоснабжения в квартиры жильцов, проживающих в домах 13, 18 и 20, расположенных по адресу: пос. Лоухи, переулок Рабочий. Решением того же суда от 17.12.2009 Администрация обязана организовать надлежащее теплоснабжение домов 13, 16, 18, 20, 22 по тому же адресу; получить технические условия на электрические бойлеры систем отопления домов; привести отопительные системы в соответствие с требованиями пожарной безопасности и установленными техническими нормами, оформить необходимую проектную документацию и провести мероприятия, необходимые для технологического присоединения систем электроотопления домов к электрическим сетям. Судебные акты вступили в законную силу.
В результате проведенных Компанией проверок установлено бездоговорное потребление электрической энергии в связи с монтажом и эксплуатацией электрокотлов для отопления указанных жилых домов без договора на технологическое присоединение и энергоснабжение в период с 23.11.2007 по 15.05.2009, и составила акты о бездоговорном потреблении от 10.09.2009 N 27, 30, 33, 36, 39, в которых зафиксировала объем потребленной электрической энергии, установленный по показаниям приборов учета. Акты подписаны главой Администрации без замечаний и возражений.
Администрация не оплатила выставленную Компанией счет-фактуру от 30.09.2009 N 34-в-0000001157 на оплату бездоговорного потребления электрической энергии на общую сумму 230 469 руб. 23 коп. и не ответила на претензию Компании от 02.11.2009 N 119-5941 с требованием в добровольном порядке оплатить в 10-дневный срок стоимость бездоговорного потребления электрической энергии. В связи с этим Компания обратилась в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Компании, исходя из того, что в указанный период времени Администрация осуществляла права собственника данным муниципальным имуществом и факт бездоговорного потребления электрической энергии в жилых домах, находящихся в ведении этого ответчика, подтверждается материалами дела и им не оспорен.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции правильными.
Как видно из материалов дела, истец является сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 151 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), к бездоговорному потреблению электрической энергии относится потребление электрической энергии, осуществляемого юридическими или физическими лицами в отсутствие заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и (или) с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети сетевой организации с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В данном случае двухквартирные дома, находящиеся в муниципальной собственности, подключены к электрическим сетям и снабжаются электрической энергией. При этом они оборудованы приборами учета.
В связи с ликвидацией котельной, которая подавала тепловую энергию в дома, по договору Администрации с подрядной организацией в каждом из указанных выше двухквартирных жилых домов установлен электрокотел (один на две квартиры), подключенный к распределительному узлу. Потребление электрокотлом электрической энергии фиксируется отдельным прибором учета, показания которого отражены в актах проверки.
Решением Лоухского районного суда Республики Карелия от 17.12.2009 установлены нарушения технических и противопожарных норм при монтаже и введении котлов в эксплуатацию.
Приборы учета не приняты в эксплуатацию и не опломбированы.
Таким образом, в данном случае бездоговорное потребление заключается в том, что потребление электрической энергии производилось с использованием энергопринимающих устройств, присоединенных к электрической сети с нарушением установленного порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.
Пунктом 152 Правил предусмотрен порядок оформления факта выявленного бездоговорного потребления электрической энергии. В частности, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем бездоговорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту (в случае их наличия).
Судом установлено, что акты о бездоговорном потреблении электроэнергии от 10.09.2009 соответствуют требованиям пунктов 151 и 152 Правил. Они подписаны полномочным представителем Администрации без возражений и замечаний.
Объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, определяется исходя из расчета полного использования всей мощности присоединенных энергопринимающих устройств. Правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии могут быть предусмотрены иные способы расчета объема безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии (абзац первый пункта 155 Правил).
Абзацем третьим пункта 155 Правил предусмотрено, что объем бездоговорного потребления электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных Правилами, определяется за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где осуществляется бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
В соответствии с пунктом 156 Правил стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Расчет платы за бездоговорное потребление электрической энергии, произведенный истцом в соответствии с положениями Правил и с применением установленного постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 03.12.2008 N 200 тарифа, признан судом первой инстанции правильным и подателем жалобы не оспаривается.
Возражения подателя жалобы сводятся к несогласию с привлечением его в дело в качестве ответчика и взыскании с него стоимости электрической энергии, им не потребленной. Этому доводу суд первой инстанции дал правильную оценку с учетом фактических обстоятельств дела, в том числе наличия предусмотренной Законом N 131-ФЗ обязанности Муниципального образования организовать обеспечение жилых домов электро- и теплоснабжением, а также вступившего в силу решения суда общей юрисдикции, установившего вину Администрации в ненадлежащем подключении электрокотлов к электрическим сетям.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал требование Компании обоснованным по праву и размеру и взыскал сумму иска с Администрации за счет казны Муниципального образования.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 по делу N А26-12369/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Лоухский муниципальный район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.