Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 декабря 2010 г. N Ф07-12251/2010 по делу N А44-2344/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Сембратович В.Б. (доверенность от 26.05.2010 N 2.4-01/12470), от открытого акционерного общества "Алкон" Фомина В.Е. (доверенность от 07.05.2010), Рожковой К.М. (доверенность от 08.09.2010 N 20/10), Зуйковой А.В. (доверенность от 01.01.2010 N 01/10),
рассмотрев 02.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.06.2010 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А44-2344/2010,
установил:
открытое акционерное общество "Алкон" (далее - Общество, ОАО "Алкон") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий, выразившихся во включении в справку от 14.05.2010 N 17536 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций данных о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 14.05.2010, а также о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Алкон" путем выдачи справки об отсутствии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2010, заявление Общества удовлетворено. Действия Инспекции, выразившиеся во включении в справку от 14.05.2010 N 17536 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций данных о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 14.05.2010, признаны незаконными и на налоговый орган возложена обязанность выдать ОАО "Алкон" справку об отсутствии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, в суточный срок с момента получения копии решения суда.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, применение арбитражным судом обеспечительных мер не приводит к признанию обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов исполненной, следовательно, принятие обеспечительных мер не является основанием для неотражения доначисленных по решению налогового органа сумм в справке о наличии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Инспекция также полагает, что поскольку Обществу была предоставлена отсрочка исполнения решения арбитражного суда по делу N А44-244/2009, то у налогового органа не было оснований для указания в справке N 17536 на отсутствие неисполненной обязанности. Кроме того, по названному делу Обществу не была представлена отсрочка исполнения решения суда на сумму 2 177 005 руб. 64 коп.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Общества отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности Общества является производство и реализация алкогольной продукции.
Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган в числе документов справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей.
Общество 11.05.2010 обратилось в налоговый орган с заявлением о выдаче справки об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по состоянию на текущую дату 2010 года.
Инспекцией выданы две справки: справка от 14.05.2010 N 17536, согласно которой Общество по состоянию на 14.05.2010 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, а также справка N 22921 по форме N 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.05.2010.
Не согласившись со справкой Инспекции от 14.05.2010 N 17536, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды обеих инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206. Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138 "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись следующего содержания: "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись: "Не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации.
Согласно справке N 22921 по форме N 39-1 у Общества по состоянию на 14.05.2010 имеется как переплата по налогам, так и суммы налогов, пеней и штрафов, уплата которых отсрочена, рассрочена, в том числе в порядке реструктуризации, либо взыскание которых в бесспорном порядке приостановлено.
При этом в графах 5 - 6, 8 - 9 и 11-12 "Кроме того, отсрочено, рассрочено, в том числе в порядке реструктуризации, приостановлено к взысканию по налогу, пени и налоговым санкциям" справки N 22921 налоговым органом отражены суммы налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций по этим налогам, взысканные арбитражным судом по делу N А44-244/2009. На основании определения суда от 05.05.2010 года по названному делу Арбитражным судом Новгородской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.12.2010.
Судами также установлено, что определением Арбитражного суда Новгородской области от 04.05.2010 года по делу N А44-2070/2010 приняты обеспечительные меры в виде запрета Инспекции производить бесспорное взыскание налога на прибыль в размере 11 070 118 руб., пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль - 809 459,57 руб., штрафа за неуплату налога на прибыль - 2 214 024 руб., НДС в сумме 15 934 531 руб., пеней за несвоевременную уплату НДС - 4 441 452 руб., штрафа за неуплату НДС - 2 677 031 руб., выставленных в требовании от 21.04.2010 N 1016, до вступления судебного акта по указанному делу в законную силу.
Таким образом, на момент выдачи справок по состоянию на 14.05.2010 в отношении спорной задолженности Обществу была предоставлена отсрочка исполнения решения суда по делу N А44-244/2010, а также действовали обеспечительные меры по делу N А44-2070/2010.
Судами обеих инстанций сделан правильный вывод о том, что содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей. При этом суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Суд кассационной инстанции не принимает доводы жалобы, поскольку материалами дела подтверждается, что основанием для выдачи оспариваемой справки N 17536 о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 14.05.2010 послужили суммы, отраженные в справке N 22921 по форме N 39-1 в графах 5 - 6, 8 - 9 и 11-12 "Кроме того, отсрочено, рассрочено, в том числе в порядке реструктуризации, приостановлено к взысканию по налогу, пени и налоговым санкциям". Позиция Инспекции относительно оценки вышеназванных сумм в качестве неисполненной обязанности по уплате налогов не соответствует действительным обязанностям Общества по уплате налогов по состоянию на спорную дату.
С учетом изложенного налоговый орган не доказал наличие у Общества по состоянию на 14.05.2010 неисполненных обязанностей по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
В судебном заседании представитель Инспекции также подтвердил, что отраженные в справке N 22921 по форме N 39-1 в графе 4 суммы переплаты и недоимки по акцизам на алкогольную продукцию не препятствовали выдаче заявителю справки об отсутствии у него неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций.
Таким образом, запись в справке N 17536 "Имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" является неправильной, поскольку не соответствует реальной возможности исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней и налоговых санкций, что подтверждается содержанием справки по форме N 39-1 от 14.05.2010 N 22921 и определениями суда об отсрочке исполнения судебного акта, а также о принятии обеспечительных мер.
При таких обстоятельствах указание в справке от 14.05.2010 N 17536 сведений о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 14.05.2010 затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
С учетом изложенного суды обеих инстанций обоснованно признали незаконными действия Инспекции, выразившиеся во включении в справку от 14.05.2010 N 17536 данных о наличии за ОАО "Алкон" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, налоговых санкций по состоянию на 14.05.2010.
Доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 и пункта 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2010 по делу N А44-2344/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
|
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.