Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
1 декабря 2010 г. N Ф07-7569/2010 по делу N А66-1399/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2010 г. N Ф07-7569/2010 по делу N А66-1399/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 августа 2010 г. N Ф07-7569/2010 по делу N А66-1399/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Клириковой Т.В., Михайловской Е.А.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Абросимовой И.Ю. (доверенность от 30.11.2010 N 06-13.1/61),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по делу N А66-1399/2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.),
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Успех" (далее - Общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.03.2010 (судья Белов О.В.) требования заявителя удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. с конфискацией игровых аппаратов в количестве 44 штук согласно протоколу изъятия от 25.01.2009 N 1.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.05.2010 решение от 12.03.2010 отменено. В удовлетворении заявленных требований Управлению отказано. Игровые аппараты согласно протокола изъятия арестованного имущества возвращены Обществу.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, просит отменить постановление апелляционной инстанции от 06.05.2010, а решение от 12.03.2010 - оставить в силе.
В судебном заседании представитель Управления подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещалось надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной на основании поручения от 22.01.2010 N 1 в период с 25.01.2010 по 27.01.2010 проверки соблюдения Обществом требований законодательства по организации и проведению азартных игр Управление установило, что по адресу: город Тверь, проспект Победы, 4б, проводятся азартные игры с использованием электронного оборудования, имеющего признаки игровых автоматов, без специального разрешения вне игровой зоны. По данному факту составлены протоколы осмотра и изъятия вещей и документов от 25.01.2010, акт проверки от 27.01.2010, а также протокол об административном правонарушении от 11.02.2010. Материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, привлек его к административной ответственности.
Апелляционная инстанция отменила решение от 12.03.2010 и отказала Управлению в удовлетворении заявленных им требований, сославшись на то, что вменяемое Обществу правонарушение не подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 3 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон. Азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры; игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (статья 4).
Статьей 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" определено, что лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник) получает право на выигрыш, если будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом. Розыгрыш призового фонда - это процедура, которая проводится с использованием лотерейного оборудования и основана на принципе случайного определения выигрышей. Под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами. Стимулирующей лотереей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, размер выигрышей определяется организатором лотереи в ее условиях (в процентах от выручки от проведения лотереи), условия лотереи помимо прочего должны включать размеры лотерейных ставок (статьи 3, 8).
Как установлено судом по материалам дела, на размещающихся в игровом зале автоматах (44 штуки), предназначенных для проведения игр согласно программе "Multi Gaminator "42" (предлагается 7 видов игр), оплата услуги осуществляется через купюроприемник, установленный в каждом автомате, в размере, зависящем от вида и способа выбранной игры. Реализация сопутствующих товаров при этом не производится. Смысл игрового процесса заключается в наборе призовых очков (кредитов) каждый из которых приравнивается к одному рублю и может быть обменян на денежный эквивалент (в соотношении 1:1) непосредственно по окончании игры в "кассе" по месту нахождения автоматов, либо продолжить игру до полного истечения кредитов. Игровой процесс управляется самим игроком. Игра оканчивается либо по истечении кредитов, размер которых определяется в начале игры количеством внесенных в игровой аппарат через купюроприемник денежных средств, а также начисленных в ходе игры при выпадении выигрышных игровых комбинаций, либо (в случае выпадения выигрышной комбинации) при желании игрока завершения игрового процесса в целях получения выигрыша. Выигрыш выплачивается из специально предусмотренных денежных средств, пополняемых путем изъятия из денежных ящиков автоматов. Риск игры состоит в том, что в зависимости от количества полученных призовых очков (кредитов) игрок может лишиться значительной суммы денежных средств либо увеличить их вложение. Призовой фонд формируется за счет средств, внесенных игроками в купюроприемник электронного автомата.
С учетом приведенных обстоятельств суд пришел к правомерному выводу о том, что проводимая Обществом стимулирующая лотерея содержит признаки азартной игры с использованием игровых автоматов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим же законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, и исключительно в игорных заведениях, отвечающих установленным требованиям. При этом игорные заведения могут быть открыты только в игорных зонах (часть 4 статьи 5), организация которых статьей 9 названного Закона определена в Алтайском, Приморском и Краснодарском крае, а также в Калининградской и Ростовской областях.
В силу пункта 3 части 1, статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Таким образом, в связи с существующим запретом на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон, такая деятельность вне игорных зон подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции от 06.05.2010 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм права, а решение суда первой инстанции от 12.03.2010 - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 по делу N А66-1399/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Тверской области от 12.03.2010 по тому же делу оставить в силе.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.