Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 декабря 2010 г. N Ф07-12249/2010 по делу N А44-2953/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 09.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.07.2010 (судья Куропова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А44-2953/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Флайдерер" (далее - Общество, ООО "Флайдерер") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (далее - Управление, Росфиннадзор) от 12.05.2010 N 49-10/94 о назначении административного наказания, предусмотренного частью четвертой статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания 132 123 руб. 71 коп. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.09.2010, заявленные требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций статьи 2.9 КоАП РФ, просит отменить судебные решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции или принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что вывод судов о малозначительности правонарушения основан на неверной оценке совершенного заявителем административного правонарушения, поскольку фактические обстоятельства дела свидетельствуют о пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 07.08.2007 между ООО "Флайдерер" и частным унитарным производственно-торговым предприятием "БЕЛСТРОЙТЕХМЕБЕЛЬ" (Беларусь) заключен контракт N RU/2007/ЕХ/032 международной поставки товара на сумму 50 000 000 российских рублей.
В соответствии с пунктом 5.2 указанного контракта (с учетом дополнительного соглашения от 01.12.2008 N 7) оплата за товары производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в течение 45 дней с даты выставления счета-фактуры при условии, что сальдо задолженности за поставленный товар не превышает сумму 1 420 000 российских рублей. Счета-фактуры выставляются в день отгрузки товара на складе продавца. Датой оплаты товара считается дата зачисления денежных средств на расчетный счет продавца.
На основании названного контракта, Общество 04.04.2008 оформило в Новгородском филиале открытого акционерного общества "Балтийский банк" паспорт сделки N 08040002/0128/0009/1/0.
В рамках исполнения названного контракта продавец 28.04.2009 отгрузил покупателю товар.
Исходя из условий контракта срок оплаты данной партии товара - 12.06.2009, однако оплата за поставленный товар в сумме 176 164 руб. 95 коп. поступила на расчетный счет Общества 17.06.2009 (платежное поручение от 16.06.2009 N 36).
По данному факту в отношении ООО "Флайдерер" Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области составлен протокол от 27.04.2010 N 31, согласно которому Обществу вменяется нарушение требования подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Рассмотрев материалы административного дела, Управление вынесло постановление от 12.05.2010 N 49-10/94, которым признало ООО "Флайдерер" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой статьи 15.25 КоАП РФ, и назначило наказание в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы денежных средств, не зачисленных на счет в уполномоченном банке, что составляет 132 123 руб. 71 коп.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций признали наличие в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, однако не усмотрели опасной угрозы охраняемым общественным отношениям и причинения вреда интересам граждан, общества и государства, что позволило им расценить совершенное деяние как малозначительное.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 19 Закон N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено данным Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Согласно части четвертой статьи 15.25 КоАП РФ невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Факт нарушения Обществом срока получения на свой банковский счет валюты Российской Федерации за переданный нерезиденту товар (оплата поступила 17.06.2009, тогда как срок оплаты истек 12.06.2009) установлен судами первой и апелляционной инстанций, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Однако, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о возможности признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренному Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если судья или орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным. При этом применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено обстоятельств пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей не установлено.
При этом в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, судебными инстанциями указано на то, что фактически денежные средства в полном объеме зачислены на расчетный счет экспортера в уполномоченном банке, период просрочки незначителен, просрочка в зачислении валюты не привела к существенному нарушению общественных отношений в области валютного регулирования и валютного контроля.
Доводам подателя жалобы о систематическом характере нарушения Обществом требований валютного законодательства суд апелляционной инстанции дал надлежащую правовую оценку, указав на отсутствие в оспариваемом постановлении Росфиннадзора ссылок на обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью второй статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Кроме того, согласно позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 30.03.2010 N 15970/09, получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом, при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного частью четвертой статьи 15.25 КоАП РФ. Содержащееся в названном постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Управление не представило судебным инстанциям доказательств того, что действия Общества содержат признаки противоправного поведения, препятствующего получению валютной выручки на счета в уполномоченном банке, и заявителем не предприняты зависящие от него меры по получению валютной выручки в установленный срок.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежат отмене. Доводы Росфиннадзора направлены исключительно на переоценку выводов судов двух инстанций о малозначительности вменяемого Обществу правонарушения, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21.07.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2010 по делу N А44-2953/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.