Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2010 г. N Ф07-12034/2010 по делу N А13-282/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Яковца А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" Шкляева Н.В. (доверенность от 20.07.2010), от Департамента финансов Вологодской области Ивановой З.Г. (доверенность от 28.12.2009),
рассмотрев 30.11.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.05.2010 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-282/2010,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэлектротранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 38 313 231 руб. 03 коп. убытков, возникших в результате предоставления льгот по проезду отдельным категориям граждан во исполнение Закона Вологодской области от 26.01.2005 N 1210-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1210-ОЗ).
Определением от 11.02.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области.
Решением от 11.05.2010 в удовлетворении иска отказано. С Общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.07.2010 решение от 11.05.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном размере. Общество полагает, что ему причинены убытки в связи с перевозкой в 2006 году в городе Вологде пассажиров по единым льготным проездным билетам (далее - проездной билет). Право льготного проезда предоставлено Вологодской областью. Поэтому Общество как коммерческая организация, выполнив свою обязанность по предоставлению отдельным категориям граждан льгот, приобрело право на возмещение убытков, понесенных в результате оказания услуг с учетом льгот. Общество оспаривает вывод суда о том, что оно, "получив на основании договора от 01.02.2006 денежные средства в соответствии с Порядками N 68, N 193, N 3305, реализовало свое право на возмещение убытков за 2006 год в виде разницы в тарифах за проезд". Податель жалобы считает, что нельзя руководствоваться названным договором от 01.02.2006 в силу его ничтожности, так как это государственный контракт, который заключен с нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2006 году на основании статьи 2 Закона N 1210-ОЗ предоставляло указанным в данной статье категориям граждан право льготного проезда по проездному билету, при этом для отдельных категорий граждан льготный проездной билет стоил 200 руб., в то время как стоимость месячного проездного билета для граждан, не имеющих права на льготы, составляла 300 руб.
В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд. Общество полагает, что ему должно быть выплачено 48 974 400 руб. Расчет произведен путем умножения 163 248 - количества проданных в 2006 году проездных билетов - на 300 руб. - стоимость одного месячного проездного билета на троллейбусе в г. Вологде на предъявителя, установленная постановлением главы г. Вологды в 2006 году. Разница между данной суммой (48 974 400 руб.) и суммами, выплаченными истцу (7 436 387 руб. 78 коп. и 3 224 781 руб. 19 коп.), составляет 38 313 231 руб. 03 коп.), которые, по мнению Общества, являются убытками, подлежащими возмещению за счет казны Вологодской области.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что Общество не доказало свои требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 2 Закона N 1210-ОЗ установлено, что лица, указанные в статье 1 настоящего закона, имеют право на приобретение по месту жительства проездного билета стоимостью 200 руб. для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Согласно пункту 2.5 Порядка реализации Закона N 1210-ОЗ, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 28.01.2005 N 68 (далее - Порядок N 68), расходы организаций, осуществляющих перевозки пассажиров по проездному билету, возмещаются за счет средств областного бюджета в размере 50 руб. за каждый проданный билет.
Порядок устанавливает, что органы местного самоуправления области для реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом N 1210-ОЗ, заключают договоры с организациями, осуществляющими перевозки пассажиров на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района), и организациями, осуществляющими перевозки пассажиров речным транспортом пригородных и местных маршрутов.
В соответствии с Порядком N 68 Общество и администрация города Вологды в лице Комитета жилищно-коммунального хозяйства и транспорта (далее - Комитет) заключили договор от 17.01.2006 N 7 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
В силу пункта 2.1.3 договора в редакции дополнительного соглашения Общество обязано ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет о выполненной транспортной работе, информацию о затратах при предоставлении проезда по проездным билетам отдельных категорий граждан в соответствии с Порядком определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона N 1210-ОЗ, по проездным билетам, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 28.01.2005 N 68.
Согласно пункту 2.2 договора Комитет принял на себя обязательства возмещать истцу расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте в пределах и после поступления средств, выделенных для этих целей из федерального и областного бюджетов в виде субсидий в соответствии с Порядком N 68, постановлением Правительства Вологодской области от 24.02.2005 N 193 "О Порядке реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации" (далее - Порядок N 193) и постановлением главы города Вологды от 31.10.2005 N 3305 "Об утверждении порядка распределения финансовых средств между организациями города Вологды, осуществляющими перевозки пассажиров по единым именным льготным месячным проездным билетам" (далее - Порядок N 3305).
В соответствии с пунктом 1 Порядка N 3305 организации города Вологды, осуществляющие перевозки пассажиров по проездным билетам, ежемесячно в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в Комитет отчет о выполненной транспортной работе (приложение N 1). Комитет ежемесячно готовит сводную информацию, определяет пропорционально выполненной транспортной работе, с учетом пассажиропотоков, доли организаций-перевозчиков (в процентах) и в соответствии с установленными долями распределяет финансовые средства между организациями города Вологды, осуществляющими перевозки пассажиров по проездным билетам, в отчетном месяце (приложение N 2). Комитет производит распределение финансовых средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов на возмещение затрат организаций, осуществляющих перевозки пассажиров по единым именным льготным месячным проездным билетам, в процентном отношении от объема выполненной транспортной работы согласно сводной информации.
Пунктами 2.5 Порядка N 68 и 2.8 Порядка N 193 в редакциях, действовавших в спорный период, предусмотрено, что финансирование расходов на возмещение затрат организаций, осуществляющих перевозки пассажиров по проездным билетам, в размере 50 руб. за каждый проданный билет производится органами местного самоуправления области за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета.
Реализация проездных билетов в городе Вологде возложена на государственное унитарное предприятие "Объединенная дирекция автобусных перевозок" (далее - Предприятие), которое реализовало в течение спорного периода 163 248 льготных именных проездных билетов.
Как следует из материалов дела, установлено судами и не оспаривается сторонами, Обществу с учетом ежемесячно определяемой доли Общества в общем объеме перевозок выплачено 7 436 387 руб. 78 коп. доходов от реализации билетов, а также 3 224 781 руб. 19 коп. компенсации (из расчета 50 руб. за каждый проданный проездной билет) за счет средств областного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Общество в нарушение указанной статьи не представило доказательств, подтверждающих понесенные убытки, размер заявленных истцом убытков определен истцом расчетным путем и не основан на первичных документах.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции отклонил доводы истца доводы истца и сделал вывод об отсутствии нарушений или неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Довод подателя жалобы о том, что договор, заключенный между Комитетом и Обществом, является ничтожным, поскольку заключен с нарушением Закона N 94-ФЗ, также отклоняется, поскольку указанный договор не является основанием предоставления бюджетных средств и не заключен во исполнение Закона N 94-ФЗ, а компенсация произведенных Обществу расходов производится на основании нормативно-правовых актов, устанавливающих соответствующие льготы.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.05.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2010 по делу N А13-282/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
И.М. Тарасюк |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.