Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2010 г. N Ф07-12652/2010 по делу N А21-1369/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бычковой Е.Н. и Кравченко Т.В.,
рассмотрев 08.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2010 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 (судьи Зайцева Е.К., Жиляева Е.В., Тойвонен И.Ю.) по делу N А21-1369/2010,
установил:
Государственное учреждение - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к открытому акционерному обществу "Советский целлюлозно-бумажный завод" в лице ликвидационной комиссии (далее - Общество) с иском (с учетом уточнения требований) о включении в ликвидационный баланс Общества с очередностью удовлетворения в первую очередь 16 594 438 руб. 24 коп. капитализированных платежей. Истец также просит обязать ликвидационную комиссию перечислить названную сумму капитализированных платежей на расчетный счет Фонда.
Решением суда от 09.04.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.09.2010, в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 09.04.2010 и постановление от 02.09.2010 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды неправильно применили статьи 64, 1093 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и положения Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863 (далее - Порядок).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 18.11.2008 собранием акционеров Общества принято решение о его добровольной ликвидации.
Запись в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения о ликвидации юридического лица и о формировании ликвидационной комиссии внесена 22.06.2009.
Сообщение о ликвидации Общества и об установлении двухмесячного срока для направления кредиторами требований опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.07.2009 N 25.
Фонд 19.10.2009 обратился к ликвидационной комиссии с требованием об уплате суммы капитализированных платежей, а 19.01.2010 - с уточненным требованием.
Письмами от 28.12.2009 N 1246 и от 28.01.2010 N 69 ликвидационная комиссия сообщила Фонду, что его требование не может быть включено в промежуточный ликвидационный баланс, так как подано за пределами двухмесячного срока, и оно подлежит удовлетворению после удовлетворения требований, заявленных кредиторами в установленный законодательством срок и включенными в реестр требований.
Не согласившись с указанным решением ликвидационной комиссии, Фонд обратился в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют, поскольку действия ответчика являются правомерными и не нарушают права Фонда.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 5 статьи 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Поскольку сообщение о ликвидации Общества было опубликовано 01.07.2009, кредиторы должны были направить Обществу свои требования до 01.09.2009. Между тем Фонд обратился с заявлением лишь 19.10.2009, поэтому его требование подлежит удовлетворению в порядке, установленном пунктом 5 статьи 64 ГК РФ.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ликвидационная комиссия Общества не уклонялась от рассмотрения требования Фонда. Напротив, требование истца учтено в числе требований кредиторов, заявленных после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления (том 1, лист 105).
При таких обстоятельствах правильным является вывод судов о том, что действия ответчика не нарушают права Фонда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы истца о том, что Общество в нарушение Порядка не направило ему в десятидневный срок сообщение о ликвидации, не может изменить очередности удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный ликвидационной комиссией срок.
Печатное издание, в котором было опубликовано сообщение о ликвидации Общества, является открытым и общедоступным. Фонд не был лишен возможности получить информацию о ликвидации Общества и обратиться к нему с требованием в установленный срок.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые судебные акты являются законными и обоснованными.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2010 по делу N А21-1369/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.