Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2010 г. N Ф07-11887/2010 по делу N А13-18424/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Кадулина А.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Леском-сервис" директора Бугримова И.А. и Трайнина И.Л. (доверенность от 03.11.2010),
рассмотрев 02.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леском-сервис" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А13-18424/2009 (судьи Чельцова Н.С., Кудин А.Г., Осокина Н.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Леском-сервис" (далее - ООО "Леском-сервис") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным постановления главы города Вологды от 19.08.2009 N 4261 в части определения покупной цены нежилых помещений N 1-6 (по экспликации к плану помещений) общей площадью 67,9 кв.м, находящихся на первом этаже жилого дома по адресу: город Вологда, улица Воровского, дом 67, а также об обязании администрации города Вологды (далее - Администрация) принять решение о предоставлении преимущественного права на приобретение в собственность за плату по цене 1 914 000 руб. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС), равной рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, с рассрочкой на семь лет.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 21.01.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены независимый оценщик Панин Андрей Юрьевич и закрытое акционерное общество "Вологодская оценочная палата" (далее - ЗАО "Вологодская оценочная палата").
Решением от 08.06.2010 признано не соответствующим Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) постановление главы города Вологды от 19.08.2009 N 4261 и недействительным в части установления цены приватизации нежилых помещений в размере 2 764 605 руб. с учетом НДС. Суд обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Леском-сервис" путем изменения цены приватизации помещений, установив данную цену в размере 1 914 000 руб. с учетом НДС. В удовлетворении остальной части требований ООО "Леском-сервис" отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.09.2010 отменено решение от 08.06.2010 и отказано в удовлетворении требований ООО "Леском-сервис".
В кассационной жалобе ООО "Леском-сервис", ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 14.09.2010 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, которую просит оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Леском-сервис" поддержали доводы кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы города Вологды от 19.08.2009 N 4261 определены условия приватизации нежилых помещений по адресу: город Вологда, улица Воровского, дом 67. Выкупная цена установлена на основании отчета N 70/05/09 независимого оценщика и составила 2 764 605 руб. с учетом НДС.
В письме от 31.08.2009 N 7-2/7402 Администрация сообщила ООО "Леском-сервис" об издании вышеуказанного постановления и направила ООО "Леском-сервис" проект договора купли-продажи нежилых помещений.
По заданию ООО "Леском-сервис" ЗАО "Вологодская оценочная палата" осуществило оценку рыночной стоимости нежилых помещений и согласно отчету от 25.08.2009 N 96-08/Р-09 рыночная стоимость арендуемых ООО "Леском-сервис" помещений составила 1 721 000 руб.
В письме от 28.09.2009 ООО "Леском-сервис" направило Администрации протокол разногласий от 29.09.2009 к проекту договора купли-продажи, в том числе указав выкупную цену в размере 1 721 000 руб.
В письме от 20.10.2009 N 7-2/9034 Администрация сообщила об отклонении протокола разногласий к договору купли-продажи, сославшись на соответствие отчета требованиям, установленным Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Ссылаясь на завышение стоимости выкупаемых нежилых помещений, ООО "Леском-сервис" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, полагает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене или изменению.
В ходе судебного разбирательства судом назначена экспертиза для определения рыночной стоимости нежилого помещения. Согласно заключению эксперта закрытое акционерное общество "Вологодская торгово-промышленная палата" от 15.03.2010 N 038-03-00072 рыночная стоимость нежилых помещений N 1-6 первого этажа (по экспликации к поэтажному плану здания) общей площадью 67,9 кв.м, расположенных в пятиэтажном кирпичном жилом доме по адресу: город Вологда, улица Воровского, дом 67, по состоянию на 29.07.2009 составляет 1 914 000 руб. Кроме того, экспертом сделан вывод о том, что отчет N 70/05/09 об оценке рыночной стоимости вышеуказанных помещений, подготовленный независимым оценщиком по заданию Администрации, соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" разъяснено, что в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу в силу статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кассационная инстанция считает правильным вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для признания недостоверным отчета независимого оценщика N 70/05/09 о рыночной стоимости выкупаемых помещений, выполненного по заданию Администрации.
Из материалов дела усматривается, что в отчете от 25.08.2009 N 96-08/Р-09 и в заключении эксперта от 15.03.2010 N 038-03-00072 сделан вывод о соответствии отчета N 70/05/09, выполненного по заданию Администрации, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Поскольку Администрация предложила ООО "Леском-сервис" приобрести арендуемые им нежилые помещения по их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", следует признать, что Администрацией соблюдены требования статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правомерным вывод апелляционного суда об отсутствии оснований для непринятия отчета N 70/05/09 при установлении выкупной цены нежилых помещений.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что апелляционным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем постановление от 14.09.2010 подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А13-18424/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леском-сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.