Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 декабря 2010 г. N Ф07-10546/2010 по делу N А66-15273/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2010 г. N Ф07-10546/2010 по делу N А66-15273/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бычковой Е.Н., судей Кирейковой Г.Г., Старченковой В.В.,
рассмотрев 07.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.03.2010 (судья Балакин Ю.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 (судьи Кудин А.Г., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А66-15273/2009,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области (далее - Инспекция N 25 по Ростовской области) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция N 12 по Тверской области) о признании недействительным решения от 24.12.2008 N 12485А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Альба" (далее - ООО "Альба", Общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Альба".
Решением суда первой инстанции от 01.03.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.06.2010, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Инспекция N 25 по Ростовской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 01.03.2010 и постановление от 01.06.2010 и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о недоказанности его утверждения о том, что заявление подписано неуполномоченным лицом.
Инспекция N 25 по Ростовской области указывает - как на основание для признания государственной регистрации незаконной - на то обстоятельство, что ООО "Альба" на государственную регистрацию были представлены заведомо ложные сведения об адресе юридического лица.
По мнению подателя жалобы, налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, в том числе по основанию недостоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи долей от 15.12.2008 Шеврыгин Алексей Иванович приобрел у Овсянникова Виктора Петровича и Крутенко Виктора Ивановича долю в размере 100% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью "Ягуар-Сервис-Авто" (далее - ООО "Ягуар-Сервис-Авто").
Решением участника ООО "Ягуар-Сервис-Авто" Шеврыгина А.И. от 15.12.2008 N 1 в связи со сменой состава участников указанной организации утверждена новая редакция устава, согласно которой наименование ООО "Ягуар-Сервис-Авто" изменено на ООО "Альба", адрес Общества изменен на следующий: Российская Федерация, 344010, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, д. 150, оф. 19. Кроме того, указанным решением от должности генерального директора Общества освобожден Тучак Николай Васильевич, обязанности генерального директора возложены на Шеврыгина А.И.
На основании решения от 15.12.2008 N 1 Шеврыгин А.И. направил в Инспекцию N 12 по Тверской области заявление от 15.12.2008 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 (изменение сведений о наименовании юридического лица и об адресе (месте нахождения) юридического лица). Данное заявление поступило в регистрирующий орган по почте 17.12.2008.
К заявлению приложены квитанция от 16.12.2008 об уплате государственной пошлины, решение от 15.12.2008 N 1, устав ООО "Альба" в редакции от 15.12.2008, копии договора аренды нежилого помещения от 09.12.2008, свидетельства о государственной регистрации права от 23.05.2006, договоров купли-продажи от 15.12.2008 N 1 и 2.
Решением Инспекции N 12 по Тверской области от 24.12.2008 N 12485А указанные изменения в сведения о юридическом лице внесены в ЕГРЮЛ.
В связи со сменой места нахождения Общество снято с налогового учета в Инспекции N 12 по Тверской области и поставлено на учет в Инспекции N 25 по Ростовской области.
Инспекция N 25 по Ростовской области провела проверку, в результате которой установила, что государственная регистрация и внесение изменений в устав Общества произведены Инспекцией N 12 по Тверской области незаконно, с нарушением положений статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно протоколу осмотра от 06.11.2009 N 1708 Инспекцией N 25 по Ростовской области установлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Журавлева, д. 150, кв. (оф.) 19, ООО "Альба" не располагается, по данному адресу находится жилая квартира, находящаяся в собственности Каданер Р.А. Из объяснений Каданер Р.А. следует, что ей местонахождение ООО "Альба" не известно. Из письма от 27.04.2009 N 4545 следует, что Нетолчин Р.В., с которым Общество заключило договор аренды нежилого помещения от 09.12.2008, не является собственником помещения по названному адресу, следовательно, указанное помещение в аренду ООО "Альба" не сдавалось.
Инспекцией N 25 по Ростовской области также установлено, что уплата госпошлины по квитанции от 16.12.2008 произведена директором Общества Шеврыгиным А.И., а не ООО "Альба".
Полагая, что государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО "Альба", осуществлена на основании документов, содержащих недостоверные сведения, Инспекция N 25 по Ростовской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции установил, что Инспекция N 25 по Ростовской области не доказала несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением чьих-либо прав или охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает, что нормы материального права применены правильно, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.
В соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ заявителями документов, представляемых для регистрации в налоговый орган, могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 315-О указано, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться только лицо, указанное в статье 9 Закона N 129-ФЗ. При этом лицо, действующее на основании доверенности, не может являться заявителем.
Таким образом, заявителем документов, представляемых для регистрации изменений, вносимых ООО "Альба" в ЕГРЮЛ, могли являться либо руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, либо иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
В силу статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" полномочия руководителя исполнительного органа общества, в том числе и право действовать от имени общества без доверенности, возникают с момента его избрания компетентным органом управления общества.
Как следует из материалов дела, на момент подписания заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ (15.12.2008) Шеврыгин А.И. являлся генеральным директором ООО "Альба". Подпись заявителя удостоверена нотариально - заявление по форме N Р13001 содержит подпись и печать нотариуса Алексахиной И.В. о засвидетельствовании подписи директора Шеврыгина А.И. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что заявление, поданное в Инспекцию N 12 по Тверской области от имени Общества, подписано уполномоченным лицом.
Кроме того, ненахождение юридического лица по месту его государственной регистрации носит устранимый характер и само по себе не является основанием для признания недействительной государственной регистрации соответствующих изменений, внесенных в учредительные документы Общества.
Довод Инспекции N 25 по Ростовской области о том, что документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в регистрирующий орган, не может считаться представленным, поскольку госпошлина уплачена физическим лицом, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций.
Пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется в том числе документ об уплате государственной пошлины.
Статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями главы 4 названного Кодекса следует, что по своему содержанию данная норма не препятствует участию налогоплательщика в налоговых правоотношениях как лично, так и через представителя. Однако представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что государственная пошлина уплачена единственным участником и генеральным директором Общества Шеврыгиным А.И., личность которого согласно представленному в налоговый орган заявлению по форме N Р13001 нотариально удостоверена, следовательно, документ об уплате государственной пошлины представлен заявителем в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что на момент рассмотрения заявления у Инспекции N 12 по Тверской области отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Инспекция N 25 по Ростовской области не доказала факт нарушения оспариваемым решением налогового органа своих прав или охраняемых законом интересов или прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суды сделали правомерный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены апелляционным судом правильно и нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.03.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2010 по делу N А66-15273/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Бычкова |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.