Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2010 г. N Ф07-12073/2010 по делу N А56-80297/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
рассмотрев 01.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2010 (судья Гранова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Лопато И.Б.) по делу N А56-80297/2009,
установил:
Закрытое акционерное общество "Петромакс" (далее - ЗАО "Петромакс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни (далее - Таможня) по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216100/251208/0132840, 10216100/161208/0129186, 10216100/111208/0127117, 10216110/101208/0067740 и 10216110/141208/0068532 и доначислению 558 654 руб. 62 коп. таможенных платежей.
Решением от 12.03.2010 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 12.08.2010 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты. Податель жалобы указывает на значительное расхождение заявленной стоимости сделки по товару от ценовой информации, содержащейся в базе данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами. Таможенный орган отмечает, что Общество не представило дополнительно запрошенных документов.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество как отправитель на основании контракта от 01.07.2008 N 02-2008-FCA, заключенного с компанией "KUUSAKOSKI OY" (Финляндия), вывезло за пределы Российской Федерации в режиме экспорта по ГТД N 10216100/251208/0132840, 10216100/161208/0129186, 10216100/111208/0127117, 10216110/101208/0067740 и 10216110/141208/0068532 товары - отходы и лом черных металлов (условия поставки - FCA-Санкт-Петербург).
Общество определило таможенную стоимость товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с вывозимыми товарами) в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 500 (далее - Правила), и согласно Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536 (далее - Перечень документов), представило в Таможню для ее обоснования необходимые документы и сведения.
Таможня не согласилась с заявленной Обществом таможенной стоимостью товара и в качестве таможенного обеспечения потребовала дополнительно к основным таможенным платежам внести 643 124 руб. 99 коп. Общество внесло в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей указанную сумму по таможенным распискам N ТР-3257565, ТР-3257562, ТР-325563, ТР-3258636, ТР-3258638. Таможня в декабре 2008 года разрешила выпуск товаров.
По результатам анализа представленных документов Таможня приняла окончательное решение по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по указанным ГТД, направив Обществу декларации таможенной стоимости (ДТС-4) и корректировки таможенной стоимости (КТС-1). Таможенная стоимость определена таможенным органом по шестому (резервному) методу на базе третьего метода (по стоимости сделки с однородными товарами). Согласно КТС-1 по указанным ГТД Обществу доначислено 558 654 руб. 62 коп. таможенных платежей. Таможня направила Обществу требование от 22.09.2009 N 976-О об уплате указанной суммы таможенных платежей.
Общество оспорило действия Таможни по корректировке таможенной стоимости товара в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что у Таможни отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о тарифе) порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона о тарифе с учетом особенностей, установленных названными Правилами.
Согласно пункту 7 Правил основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются те же принципы, которые установлены Законом о тарифе для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных разделом II Правил.
Согласно пункту 8 Правил первоосновой для таможенной стоимости вывозимых товаров является стоимость сделки с ними в значении, установленном пунктом 10 Правил. Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе стоимости сделки с идентичными товарами, стоимости сделки с однородными товарами или на основе расчетной стоимости. Декларант в зависимости от имеющихся у него документов имеет право выбрать для определения таможенной стоимости вывозимых товаров одну из указанных основ. Если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена в соответствии с порядком, указанным в абзацах первом и втором настоящего пункта, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с пунктами 36 - 38 Правил.
В соответствии с пунктом 10 Правил таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил, при условии, что:
а) не существует прямо или косвенно установленных продавцом ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, что ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы, или существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17 - 22 Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 Правил.
Приведенный перечень оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 131 ТК РФ в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, установлен Перечнем документов. В приложении N 3 к нему определен перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости заявленных при декларировании товаров, вывозимых (вывезенных) с таможенной территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 3 статьи 323 ТК РФ предусмотрено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с названным Кодексом. Таможенный орган на основании документов и сведений, представленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан по требованию таможенного органа представить необходимые дополнительные документы и сведения либо дать в письменной форме объяснение причин, по которым запрашиваемые таможенным органом документы и сведения не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им сведений.
По смыслу статьи 323 ТК РФ таможня обязана опровергнуть сведения декларанта и доказать несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.
В связи с этим отсутствие у декларанта тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Закрепленные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган должен доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ (пункты 2, 3 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров").
Суды, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, сделали правомерный вывод о том, что Общество представило в Таможню все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов, содержащие количественно определенную и достаточную информацию о стоимости сделки. Суды установили, что Таможней не доказано, что сведения, содержащиеся в названных документах, являются недостоверными и недостаточными для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки.
Как правильно указали суды, ценовая информация, использованная в данном случае таможенным органом при корректировке таможенной стоимости, не была сопоставлена с конкретными условиями осуществляемой Обществом сделки. Следовательно, сопоставимость всех значимых условий внешнеэкономических сделок не подтверждается.
Таким образом, таможенный орган в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказал наличие правовых и фактических оснований для корректировки таможенной стоимости по шестому (резервному) методу на базе третьего.
Кроме того, таможенный орган документально не обосновал невозможность применения методов определения таможенной стоимости товара, предшествующих резервному.
Кассационная инстанция отклоняет как необоснованный довод жалобы о том, что Общество не представило дополнительно запрошенных документов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Таможня не доказала того, что запрашивала у заявителя какие-либо дополнительные документы. Доказательств обратного таможенный орган в нарушение требований статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ не представил.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Таможни законных оснований для корректировки таможенной стоимости товаров, вывезенных по спорным ГТД.
Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, установленные статьей 288 АПК РФ основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2010 по делу N А56-80297/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.