Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2010 г. N Ф07-13202/2010 по делу N А21-7053/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Колесниковой С.Г., судей Матлиной Е.О., Алешкевича О.А.,
при участии от Агентства по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области Терехиной К.Н. (доверенность от 10.12.2010 N 25), Готовчика А.Л. (доверенность от 10.12.2010 N 27), Неженцевой А-А.В. (доверенность от 10.12.2010 N 26),
рассмотрев 13.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А21-7053/2009 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.),
установил:
Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области (далее - Управление, ТУ ФСФБН) от 08.07.2009 N 35-02-14/1068 (далее - предписание) в части незаконного использования средств федерального бюджета по заключенным Агентством договорам на оказание услуг в сумме 569 065 руб. 84 коп. а также в части нарушения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности по отражению дебиторской задолженности по расчетам за поставку нефтепродуктов в сумме 24 402 руб. 99 коп. Кроме того, Агентство просит признать недействительным представление Управления от 08.07.2009 N 35-02-14/1067 (далее - представление) о ненадлежащем исполнении заявителем бюджетного процесса в части нецелевого использования средств федерального бюджета для выплаты заработной платы и соответствующих отчислений государственным гражданским служащим Агентства.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2010 (судья Мялкина А.В.) заявленные требования удовлетворены частично. Признан недействительным пункт 4 предписания от 08.07.2009 N 35-02-14/1068. В удовлетворении остальной части заявленных требований Агентству отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2010 решение от 24.05.2010 изменено. Пункт 1 представления Управления от 08.07.2009 N 35-02-14/1067 признан недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ ФСФБН, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление от 14.09.2010 в части и принять новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о незаконности представления Управления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 08.07.2009 N 35-02-14/1067, выразившегося в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме 4 422 212 руб. 06 коп.
В судебном заседании представители Агентства возражали против удовлетворения жалобы.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена плановая проверка использования Агентством субвенций, выделенных из федерального бюджета на реализацию отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений за 2008 год, результаты которой оформлены актом от 29.06.2009, зафиксировавшим финансовые нарушения, допущенные Агентством.
На основании указанного акта ТУ ФСФБН сделан вывод о нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме 4 422 212 руб. 06 коп., в связи с чем вынесено представление от 08.07.2009 N 35-02-14/1067 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, которым руководителю Агентства предложено принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и проинформировать орган бюджетного надзора о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 10.08.2009.
Предписанием от 08.07.2009 N 35-02-14/1068 руководителю Агентства предписано устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и о результатах рассмотрения настоящего предписания уведомить орган бюджетного надзора в срок не позднее 10.08.2009. В частности, Агентству предписано перечислить в доход федерального бюджета 569 065 руб. 84 коп. (пункт 1) и отразить в балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета а 9 месяцев 2009 года в графе "На начало года" 24 402 руб. 99 коп. (пункт 4).
Не согласившись с указанными в представлении и предписании выводами Управления об устранении нарушений бюджетного законодательства, Агентство обратилось в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно пункту 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 133 БК РФ, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с первым и шестым абзацами пункта 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Положения о передаче осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации установлены статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Методика).
В соответствии с Методикой расчет объема субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, производится исходя из площади эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации (в гектарах) с учетом расходов на оплату труда государственных гражданских служащих с учетом начислений.
Методика не содержит требований (указаний) о применении положений Федерального закона от 27.04.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) при определении статьи расходов на оплату труда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "27.07.2004"
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции установил, что субвенция предоставлена Агентству общей суммой - без распределения по статьям расходов, и пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае фонд оплаты труда гражданских служащих Агентства должен был формироваться в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, судом установлено и подтверждается материалами дела, что обстоятельства, связанные с использованием заявителем указанных средств на иные цели, в акте проверки не отражены. Доказательства превышения заявителем фактически израсходованных на оплату труда средств в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным пункт 1 оспариваемого представления, содержащего выводы о нецелевом использовании Агентством средств федерального бюджета в части выплаты государственным служащим заработной платы и соответствующих отчислений.
К полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, передаваемым органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу статьи 83 ЛК РФ, отнесены: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов; 3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; 5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации; 6) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса; 7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Агентством заключены 4 договора с физическими лицами на оказание услуг по ведению лесного реестра, оформлению землеустроительной документации на лесные участки, переданные во владение бывшим сельскохозяйственным организациям, по организации постановки на кадастровый учет лесных участков государственного лесного фонда Калининградской области, по подготовке технической документации для заключения государственных контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, проводимых на лесных участках лесничеств Калининградской области в 2008 году, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, по администрированию платежей и другой работы, связанной с исполнением задач и функций, возложенных на отдел экономики, бухгалтерского учета и отчетности.
По указанным договорам за оказанные услуги Агентством начислено и выплачено вознаграждение в сумме 462 279 руб. 32 коп.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, передача государственных функций иным физическим или юридическим лицам с выплатой им вознаграждения законодательством не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном расходовании Агентством бюджетных средств в размере 462 279 руб. 32 коп.
Суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку. Обжалуемый судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу N А21-7053/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Г. Колесникова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.