Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 декабря 2010 г. N Ф07-13012/2010 по делу N А05-7461/2010
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 октября 2011 г. N Ф07-13012/10 по делу N А05-7461/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 декабря 2010 г. N Ф07-13012/2010 по делу N А05-7461/2010
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2010 г. N Ф07-13012/2010 по делу N А05-7461/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бычковой Е.Н. и Яковца А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" Царевой В.В. (доверенность от 09.12.2009), Хантимирова В.С. (доверенность от 07.12.2010), Котляровой Е.В. (доверенность от 07.12.2010),
от общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВ ремстрой" Демянчук А.Б. (доверенность от 04.05.2010), Ефимова В.В. (доверенность от 01.09.2010),
рассмотрев 15.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А05-7461/2010 (судьи Митрофанов О.В., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ ЗАВ ремстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания) с иском (с учетом уточнения требований) о признании недействительными второго предложения пункта 4.1, пункта 4.2 договора на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде от 01.08.2008 N 2201 (далее - Договор) и приложения N 8 к Договору. В обоснование иска Общество указывает, что спорные условия Договора нарушают требования пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пунктов 8, 15, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Решением суда от 26.08.2010 (судья Трубина Н.Ю.) в иске отказано.
Постановлением от 12.10.2010 апелляционный суд решение от 26.08.2010 отменил, иск удовлетворил.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 12.10.2010 и оставить в силе решение суда от 26.08.2010.
Податель жалобы указывает, что собственники и иные правообладатели нежилых помещений в многоквартирных домах, использующие эти помещения для предпринимательской деятельности, не могут определять количество поставленной тепловой энергии в соответствии с Правилами N 307.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представители Компании поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили Договор, согласно которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию через присоединенную сеть, а абонент - принимать и оплачивать потребленную тепловую энергию в объемах, сроки и на условиях, предусмотренных Договором.
Из приложения N 2 к Договору следует, что его объектами являются жилые дома со встроенными нежилыми помещениями.
В пункте 3.1.1 Договора стороны установили, что Общество является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для населения и правообладателей нежилых помещений.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора учет отпускаемой (потребляемой) тепловой энергии производится по приборам учета, установленным в соответствии с техническими условиями энергоснабжающей организации. При отсутствии показаний приборов учета в энергоснабжающей организации к согласованному сроку, а также при режиме работы внутренних систем и приборов учета абонента, не соответствующему паспортным характеристикам прибора учета, техническим условиям энергоснабжающей организации и утвержденному температурному графику, расчет производится на основании расчетных тепловых нагрузок. Взаимоотношения абонента и энергоснабжающей организации, касающиеся приборного учета, регламентируются действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя и приложением N 6 "Порядок расчетов по коммерческому узлу учета тепловой энергии и теплоносителя".
Согласно пункту 4.2 Договора при отсутствии у абонента приборов учета количество отпускаемой тепловой энергии рассчитывается энергоснабжающей организацией по показаниям приборов учета, установленных на головном участке тепловых сетей источника тепловой энергии с использованием расчетного метода (Приложение N 8).
В приложении N 8 к Договору стороны согласовали правила распределения объемов тепловой энергии и теплоносителя между потребителями города Архангельска независимо от форм собственности за отчетный период, которые предусматривают применение приборного, приборно-расчетного и расчетного методов учета, а также положений Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Полагая, что второе предложение пункта 4.1, пункт 4.2 Договора и приложение N 8 к Договору не соответствуют пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, а также положениям Правил N 307, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В силу пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Пунктом 20 Правил N 307 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам установлена формула определения размера платы, предусматривающая применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
Следовательно, при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктами 19 и 20 Правил N 307, на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правильно признал недействительными оспариваемые условия Договора, которые предусматривали возможность применения основанного на Методике N 105 расчетного метода определения количества отпущенной в жилые дома тепловой энергии при отсутствии приборов учета.
Признание спорных условий Договора недействительными не является препятствием для производства корректировки размера платы за отопление в порядке, установленном пунктами 19 и 20 Правил N 307.
Поскольку суд апелляционной инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, обжалуемое постановление подлежит оставлению в силе.
В удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2010 по делу N А05-7461/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.