Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2010 г. N Ф07-10509/2009 по делу N А56-14510/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2009 г. N А56-14510/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Михайловской Е.А.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу Шарапко Д.А. (доверенность от 30.08.2010 N 01/7541), от общества с ограниченной ответственностью "Норд-Синтез" Лахнюк О.В. (доверенность от 10.03.2010), Шевелева А.В. (доверенность от 10.03.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2010 (судья Королева Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-14510/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Синтез" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области от 02.03.2009 N 21-84 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 21.05.2009 постановление от 02.03.2009 N 21-84 признано незаконным и отменено в части. Назначенный оспариваемым постановлением штраф снижен до 100 000 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.2009 решение от 21.05.2009 отменено. Постановление от 02.03.2009 N 21-84 признано незаконным и отменено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2009 решение от 21.05.2009 и постановление апелляционной инстанции от 07.09.2009 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением от 16.04.2010 постановление от 02.03.2009 N 21-84 признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2010 решение от 16.04.2010 оставлено без изменения.
Определением от 16.02.2010 в связи с произведенной реорганизацией Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ленинградской области заменено на Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу (далее - Департамент Росприроднадзора).
В кассационной жалобе Департамент Росприроднадзора просит отменить решение от 16.04.2010 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2010, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В судебном заседании представитель Департамента Росприроднадзора подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Общества просили оставить решение от 16.04.2010 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2010 без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения о проведении мероприятий по государственному контролю от 12.09.2008 N 21-84/1 в период с 12.09.2008 по 12.11.2008 административным органом проведена внеплановая проверка по соблюдению Обществом требований природоохранного законодательства по адресу: Выборгский район, поселок Лесогорский, Ленинградское шоссе, 23. Результаты проверки оформлены актом от 12.11.2008, а 30.12.2008 составлен протокол об административном правонарушении. Постановлением административного органа от 02.03.2009 N 21-84 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за нарушение при осуществлении хозяйственной деятельности положений Федерального закона "Об охране окружающей среды", Правил содержания и обеспечения санитарного состояния территорий городских, сельских и других поселений, федерального закона "Об отходах производства и потребления". При этом Обществу вменено захламление территории промышленной площадки предприятия отходами производства и потребления; сжигание на этой площадке отходов, неосуществление производственного экологического контроля в области обращения с отходами; непредставление паспортов опасных отходов и неподтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности; допущение к обращению с опасными отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами); неведение учета образовавшихся и переданных других лицам размещенных отходов, а также журнала первичного учета отходов; непредставление договоров с лицензированными организациями на вывоз отходов третьего класса опасности.
Полагая постановление административного органа от 02.03.2009 N 21-84 незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Статьей 8.2 КоАП РФ (в действовавшей в рассматриваемый период редакции) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, а под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, по материалам дела пришел к выводу о недоказанности совершения Обществом вмененного ему правонарушения. Сведения, подтверждающие факт осуществления Обществом деятельности в области обращения с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, равно как и несоблюдение им экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, в материалы дела не представлены. Доказательств, подтверждающих факт образования отходов в результате хозяйственной деятельности Общества, судом по материалам дела не выявлено. Тара, приготовленная для разлива готовой продукции (водной дисперсии), к таким отходам не относится, указаний на конкретные виды отходов процессуальные документы административного органа не содержат. Указание в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2008 и постановлении административного органа от 02.03.2010 на "захламление промышленной площадки" Общества обоснованно не расценено судом в качестве достаточного основания считать в данном случае доказанным событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии Кодексом. Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 30.12.2008 составлен, а оспариваемое постановление от 02.03.2009 вынесено в отсутствие представителя Общества. Представленные в материалы дела копии уведомлений Общества о проводимых в отношении него Департаментом Росприроднадзора процессуальных действиях обоснованно не расценены судом в качестве надлежащих доказательств извещения заявителя. Сведения о том, кем были приняты названные уведомления, в материалы дела не представлены.
При таком положении, кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований и признании незаконным постановления административного органа от 02.03.2009 N 21-84 и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 по делу N А56-14510/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.