Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2010 г. N Ф07-13350/2010 по делу N А05-8155/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.09.2010 по делу N А05-8155/2010 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление Росимущества), выразившееся в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации срок решения о предоставлении заявителю в собственность следующих земельных участков: площадью 38,3776 га с кадастровым номером 29:28:108307:42, площадью 17,9755 га с кадастровым номером 29:28:108307:41 и площадью 3,9395 га с кадастровым номером 29:28:108307:3, местоположение которых установлено относительно ориентира - Северодвинская ТЭЦ-2, имеющего почтовый адрес: Архангельская область, город Северодвинск, Окружная улица, дом 21.
- обязать Управление Росимущества принять решение о предоставлении данных земельных участков в собственность, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи.
Решением от 16.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 16.09.2010 и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы указывает следующее: в силу пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 27.02.2009 N 49 (далее - Положение об Управлении Росимущества), Управление Росимущества осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности по поручению Росимущества; ввиду отсутствия такого поручения у Управления Росимущества отсутствовали основания для заключения с Обществом договора купли-продажи названных земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, Окружная улица, дом 21:
- комплекс недвижимого имущества "Северодвинская ТЭЦ-2" с кадастровым номером 29:28:0000000:0000:100072/00;
- здание кузницы ПОЗ ЦЦР площадью 88,7 кв.м с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/38, литера А, строение 38;
- производственно-ремонтная зона ЦЦР площадью 517,1 кв.м, с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/39, литера А, строение 39;
- здание ангара площадью 272,5 кв.м с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/37, литера А, строение 37;
- железобетонный забор с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/45, строение 45;
- автогараж на 7 автомашин площадью 391,4 кв.м с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/36, литера А, строение 36;
- автозаправочная станция с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/35, литеры А, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, строение 35;
- подсобное здание площадью 472,1 кв.м с кадастровым номером 29:28:000000:0000:11:430:001:007206680, литера А;
- здание склада изоляционных материалов площадью 1453,4 кв.м с кадастровым номером 29:28:000000:0000:100072/31, литера А, строение 31.
Заявитель также является собственником части складского здания общей площадью 210,4 кв.м, находящегося по адресу: Архангельская область, город Северодвинск, Окружная улица, дом 15В.
Право собственности Общества на названные объекты зарегистрировано в установленном порядке (свидетельства о государственной регистрации права серии 29 АК от 14.05.2007 N 173938, 173917, 173918, 173914, 173915, 173921, 173920, 173939, 173916 и от 16.05.2007 N 173919).
Данные объекты расположены на земельных участках площадью 38,3776 га с кадастровым номером 29:28:108307:42, площадью 17,9755 га с кадастровым номером 29:28:108307:41 и площадью 3,9395 га с кадастровым номером 29:28:108307:3, относящихся к землям населенных пунктов и находящихся в собственности Российской Федерации. Местоположение названных земельных участков установлено относительно ориентира - Северодвинская ТЭЦ-2, имеющего почтовый адрес: Архангельская область, город Северодвинск, Окружная улица, дом 21.
Земельные участки с кадастровыми номерами 29:28:108307:42 и 29:28:108307:41 образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:28:108307:0002 площадью 541 620 кв.м, предоставленного Управлением Росимущества Обществу в аренду до 01.10.2032 по договору от 23.10.2007 N 263/23 для эксплуатации комплекса находящихся на нем зданий и сооружений. Земельный участок с кадастровым номером 29:28:108307:3 предоставлен Управлением Росимущества в аренду Обществу до 01.10.2032 по договору от 23.10.2007 N 264/23 для эксплуатации производственных объектов.
Общество 30.07.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявками о приватизации указанных земельных участков по правилам статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приложив комплект документов согласно описи (л.д. 94-97).
Управление Росимущества в письме от 01.10.2009 N 1821 сообщило Обществу о необходимости устранить недостатки, имеющиеся в представленных материалах по приватизации.
Письмом от 04.03.2010 N 2000-05-31/2706 Общество направило Управлению Росимущества пакет документов с корректировками, внесенными с учетом письма от 01.10.2009.
Поскольку Управление Росимущества в нарушение установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядка не приняло решения о предоставлении испрашиваемых земельных участков Обществу в собственность, не подготовило и не направило в его адрес проект договора купли-продажи с предложением заключить такой договор, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества незаконно бездействует, чем нарушает его права и законные интересы.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Общества, признал оспариваемое бездействие Управления Росимущества незаконным и обязал его подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи спорных земельных участков.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и считает, что выводы суда соответствуют позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 09.02.2010 N 13258/09.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что Общество, как собственник объектов недвижимости, имеющий исключительное право на выкуп спорных земельных участков, сформированных в установленном порядке, выполнило требования пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и представило в Управление Росимущества полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. Управление Росимущества в нарушение требований пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в установленный названной нормой срок не приняло решения о предоставлении испрашиваемых участков в собственность по заявлению Общества и не направило в его адрес проект договора купли-продажи этих участков.
Кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о нарушении указанным бездействием прав и законных интересов Общества, связанных с реализацией им исключительного права на выкуп земельных участков, занятых объектами недвижимости.
Ссылку Управления Росимущества на отсутствие у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества суд обоснованно признал несостоятельной.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение о Росимуществе) Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества, Управление Росимущества наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом приведенных норм ссылка Управления Росимущества на отсутствие поручения Росимущества на приватизацию федерального имущества не может служить препятствием для реализации Обществом, являющимся собственником объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках, права на выкуп данных участков.
Поскольку суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих в силу статьи 288 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.09.2010 по делу N А05-8155/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
|
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.