Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 декабря 2010 г. N Ф07-12830/2010 по делу N А13-2446/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Дмитриева В.В.,
судей Корабухиной Л.И., Ломакина С.А.,
рассмотрев 14.12.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодский центр эффективного домостроения" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.06.2010 (судья Докшина А.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Потеева А.В.) делу N А13-2446/2010,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодский центр эффективного домостроения" (далее - ООО "ВЦЭД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция): требования N 5098 по состоянию на 09.02.2010 в части взыскания 1 525 258 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 8897 руб. 33 коп. пеней за несвоевременную уплату этого налога, решения от 24.02.2010 N 6403 в части взыскания указанных сумм налога и пеней за счет денежных средств Общества и решения от 09.03.2010 N 593 в части взыскания указанных сумм налога и пеней за счет его имущества.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.08.2010, заявление ООО "ВЦЭД" удовлетворено частично: решение Инспекции от 09.03.2010 N 593 признано недействительным в части взыскания за счет имущества Общества 8897 руб. 33 коп. пеней по НДС. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВЦЭД" просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Налогоплательщик считает, что суды дали ненадлежащую оценку представленному налоговым органом документу от 07.02.2010 N 5582 о выявлении у заявителя недоимки. Как указывает Общество, дата его составления - выходной день (воскресенье), нумерация не соотносится с номером обжалованного требования, что, по его мнению, вызывает сомнения в достоверности этого документа и его действительном существовании на указанную дату. ООО "ВЦЭД" предполагает, что документ был составлен Инспекцией непосредственно перед представлением суду. Это обстоятельство подтверждается и отсутствием реестра исходящей корреспонденции, свидетельствующего о направлении документа Обществу. ООО "ВЦЭД" настаивает на том, что документ о выявлении недоимки у налогоплательщика, по сути, представляет собой решение налогового органа и подлежит направлению налогоплательщику в соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Кроме того, по мнению Общества, судами не учтено наличие у него переплаты по НДС в III квартале 2009 года, что отражено в уточненной налоговой декларации, поданной 28.10.2009. Искусственное затягивание Инспекцией сроков проверки данной декларации не является основанием для лишения Общества права на зачет налога, подлежащего возмещению, в счет уплаты этого налога за следующий налоговый период (IV квартал 2010 года).
Несогласия с выводами судов в части удовлетворения заявленных требований и размера взысканных судебных расходов кассационная жалоба не содержит.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила в адрес ООО "ВЦЭД" требование N 5098 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 09.02.2010, в котором предложила в срок до 19.02.2010 уплатить 1 624 133 руб. недоимки по налогам, 9128 руб. 04 коп. пеней, в том числе 1 525 258 руб. НДС по сроку 20.01.2010 и 8897 руб. 33 коп. пеней по этому налогу.
Поскольку названное требование Обществом в установленный срок исполнено не было, Инспекция приняла решение от 24.02.2010 N 6403 о взыскании сумм, указанных в требовании, за счет денежных средств ООО "ВЦЭД" на счетах в банке, и выставила инкассовые поручения от 24.02.2010 N 6987 на взыскание 1 525 258 руб. НДС и N 6988 на взыскание 8897 руб. 33 коп. пеней.
На основании статьи 47 НК РФ налоговый орган принял решение от 09.03.2010 N 593 о взыскании с Общества за счет его имущества налогов и пеней в переделах сумм, указанных в требовании от 09.02.2010 N 5098.
Считая указанные ненормативные акты Инспекции частично незаконными, Общество оспорило их в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав спорные требование и решения и фактические обстоятельства, установленные по делу, руководствуясь положениями статей 23, 45 - 47, 69, пункта 1 статьи 70, статей 72, 75, 76, 173 и 174 НК РФ, пришли к выводу, что оспариваемое требование содержит все необходимые данные, предусмотренные статьей 69 НК РФ, сроки при его направлении, равно как и порядок вынесения решений о взыскании недоимки за счет денежных средств, а затем - имущества Общества, налоговым органом не нарушены.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными и не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Согласно пункту 1 статьи 174 НК РФ уплата НДС по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. В силу пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ. Абзацем 2 пункта 1 данной статьи установлено, что при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исходя из указанных норм срок направления требования об уплате налога, не связанного с результатами налоговой проверки, исчисляется со дня фактического выявления недоимки. Для фиксирования момента выявления недоимки налоговый орган составляет соответствующий документ по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@ "Об утверждении форм требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации".
Следовательно, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, момент выявления недоимки у налогоплательщика налоговым органом может определяться днем фактического составления такого документа.
Судами установлено, что ООО "ВЦЭД" представило в Инспекцию декларацию по НДС за IV квартал 2009 года, в которой исчислило к уплате в бюджет 4 575 775 руб. налога.
Поскольку отраженные в декларации суммы НДС в полном объеме не были уплачены Обществом, Инспекция составила предусмотренный статьей 70 НК РФ документ от 07.02.2010 N 5582 о выявлении недоимки по НДС за названный период по сроку уплаты 20.01.2009. Поскольку сумма НДС добровольно не была уплачена, налоговый орган направил налогоплательщику требование N 5098 об уплате налога по состоянию на 09.02.2010. Срок его исполнения - до 19.02.2010.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, установленном статьями 46 и 48 Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном статьями 47 и 48 НК РФ.
В пункте 3 статьи 46 НК РФ указано, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Так как в установленный в требовании срок ООО "ВЦЭД" не уплатило суммы налога и пеней, Инспекция приняла решение от 24.02.2010 N 6403 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет его денежных средств на счетах в банках и направила в банк инкассовые поручения. Ввиду недостаточности денежных средств на расчетных счетах Общества налоговый орган 09.03.2010 вынес решение N 593 о взыскании налога и пеней за счет его имущества.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод судов о том, что при вынесении оспариваемых требования и решений налоговым органом не нарушены сроки и порядок, установленные статьями 45, 46, 47 и 70 НК РФ.
В кассационной жалобе ООО "ВЦЭД", мотивируя свою позицию о нарушении ответчиком срока направления требования и вынесения решений о принудительном исполнении обязанности по уплате этой недоимки, оспаривает дату составления налоговым органом документа о выявлении недоимки, приходящуюся на выходной (нерабочий) день, и высказывает предположение, что данный документ был составлен только в ходе рассмотрения дела судом. В обоснование такого вывода налогоплательщик также ссылается на непредставление Инспекцией реестра исходящей корреспонденции, подтверждающей направление документа Обществу.
Перечисленные аргументы приводились заявителем в ходе рассмотрения дела судами предыдущих инстанций и были обоснованно отклонены. Суд кассационной инстанции не усматривает правовых и фактических оснований для переоценки выводов судов.
В пункте 13 информационного письма от 11.08.2004 N 79 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на то, что несоответствие требования об уплате налога форме и содержанию, установленным статьей 69 НК РФ, не является безусловным основанием для признания его оформленным с существенными нарушениями.
Правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сводится к необходимости оценки судами допущенных нарушений и их влияния на законность и обоснованность направленного Инспекцией требования.
В данном случае судебные инстанции исследовали каждое обстоятельство, связанное с принятием оспариваемых требования и решений.
Суды, с учетом пояснений представителей Инспекции установили, что присвоение документу о выявлении недоимки у налогоплательщика номера и даты осуществляется в автоматическом режиме, в связи с чем документ может быть датирован любым числом, в том числе выпадающим на выходной день.
Фактическое наличие недоимки в спорной сумме также проверено судами. При этом суды дали надлежащую оценку доводам ООО "ВЦЭД" о подаче им в Инспекцию уточненной декларации по НДС за III квартал 2009 года, согласно которой к возмещению из бюджета исчислено 38 295 579 руб. НДС.
Судами установлено, что на дату выставления требования N 5098 (09.02.2010) и на момент вынесения решений от 24.02.2010 N 6403, от 09.03.2010 N 593 решение о возмещении (отказе в возмещении) НДС в сумме 38 295 579 руб. Инспекцией не принято, наличие у заявителя права на возмещения НДС в заявленной сумме не подтверждено.
Вывод судов соответствует материалам дела.
Кроме того, в отзыве на жалобу налоговый орган указал, что по результатам проверки указанной декларации вынесено решение от 09.06.2010 N 129 об отказе ООО "ВЦЭД" в возмещении НДС.
Платежных документов, свидетельствующих об уплате 1 525 258 руб. этого налога за IV квартал 2009 года, заявитель в материалы дела не представил.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом жалобы о том, что документ о выявлении недоимки у налогоплательщика фактически представляет собой решение налогового органа.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации документ о выявлении недоимки у налогоплательщика является иным, специально предусмотренным документом, составляемым налоговым органом при выявлении недоимки вне рамок налоговой проверки.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ, предусматривающей формы проведения налогового контроля, за должностными лицами налоговых органов закреплено право в пределах своей компетенции осуществлять контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
Порядок направления налогоплательщику требования об уплате недоимки на основании такого документа также специально установлен в абзаце 2 пункта 1 статьи 70 НК РФ - требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ. При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует норма, возлагающая на налоговый орган обязанность направлять налогоплательщику документ о выявлении у него недоимки. Кроме того, судами первой и апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, с даты, когда сумма НДС должна была быть перечислена в бюджет, трехмесячный срок для направления требования об уплате недоимки не истек.
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно отказали в признании недействительными оспариваемых ненормативных актов Инспекции в части предложения уплатить НДС и принятия мер по его взысканию, указав на то, что налоговым органом не нарушена процедура принудительного взыскания с Общества задолженности по налогу.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты в обжалуемой части соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены нет.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.06.2010 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 по делу N А13-2446/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодский центр эффективного домостроения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судья |
Л.И. Корабухина |
|
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.